Задать вопрос
Логотип Бюрократ
Главная Упаковка франшизы Юридические составляющие франшизы: маркетинг без юриста мертв?
15 ноябрь 2017 7 222

Юридические составляющие франшизы: маркетинг без юриста мертв?

«Ценность важнее цены».

Игорь Манн

Неважно, торгуете ли вы симпатичными сувенирчиками или у вас полноценная компания по грузоперевозкам – вы знаете, что без упаковки нельзя продать ни один товар. Но, к сожалению, многие в погоне за прибылью забывают, что упаковка без начинки – ничто.

Вы никогда не выиграете, если будете продавать чисто оболочку. А в перспективе и вовсе убьете свой бизнес.

То же самое во франчайзинге – как бы красиво не звучало предложение, сколько бы денег вы не отдали продвинутому маркетологу, если франшиза «сыровата» - в перспективе вы будете терять деньги. И о заработках речи идти не может. Да, франшиза и юрист – понятия неразделимые. Давайте рассмотрим, почему.

Юридическое оформление франшиз: о чем нельзя «забыть» и на что нельзя «забить»?

Представьте себе, что вы, допустим, имеете сеть центров по дошкольному развитию. И вот, в какой-то момент вы решили, что пришла пора расширяться, и начали действовать. Прежде всего, вы наняли первоклассных специалистов по рекламе, месяц бесконечно толковали с маркетологами, то отвергая, то принимая предложенные планы. И вот, франшиза готова, вы начали ее продавать.

Прошло полгода, у вас уже есть 10 франчайзи, которые в различных регионах открыли свои небольшие компактные центры на несколько детей в регионах. И тут внезапно вы получаете повестку из суда. Один из ваших партнеров подал на вас в суд за то, что вы заключили с ним договор, не имеющий на самом деле юридической силы. Суд, рассмотрев все обстоятельства, становится на сторону вашего партнера и обязывает вас вернуть ему все уплаченные взносы. Удивительное дело, не правда ли?

В реальности здесь нет ничего загадочного. Желая поскорее начать дело во франчайзинге, многие предприниматели «забывают» о юридической подготовке, делая акцент на рекламе, на продающих свойствах франшизы.

Для тех, кто думает, что я просто нагнетаю обстановку – рекомендую почитать Постановление Суда по интеллектуальным правам от 21 марта 2017 г. № С01-148/2017 по делу N А63-2528/2016.

Там рассматривается весьма банальное дело с точки зрения юристов – признание договора коммерческой концессии недействительным. Да, так франшиза официально «переводится» с языка законодателей. Соответственно, средства, уплаченные в качестве паушального взноса и роялти, квалифицируются судом как неосновательное обогащение, и должны быть возвращены плательщику.

О чем это нам говорит? Правильно, без юриста во франчайзинге сложно. Да и с юристом оформление франшизы законом не защищено на все 100%. Если вы не плаваете в сфере юриспруденции аки рыба в воде – настоятельно рекомендую обращаться к профессионалам. За ошибки расплата предусмотрена весьма серьезная.

Итак, на какие вещи нельзя «забить» при упаковке франчайзингового предложения?

Если вам нужна помощь в упаковке бизнеса во франшизу – обратитесь ко мне, у меня большой практический опыт во франчайзинге, буду рад помочь!

Мои услуги Оставить заявку

Правильное оформление договора

Не умеете составлять договоры – идите к юристу. Реально. Поймите, документ франшизы – это не та вещь, где, как на уроке школьной литературы, можно «все рассказать своими словами». Вы не напишете что-то вроде «если франчайзи проколется – он платит 300 баксов. Если я – он мне может не платить роялти 2 месяца». Юрист же поможет вам не только описать все грамотным языком, но и упомянуть все важные пункты, предусмотреть различные нестандартные ситуации.

С другой стороны, важно не переусердствовать, потому что слишком жесткие условия также отпугнут ваших потенциальных приобретателей. В качестве примера можно навести франшизы по салону оптики Айкрафт. Франчайзи данной сети по неопытности попадают в настоящую ловушку. Я приведу лишь 3 условия франшизы данного салона:

  • минимальный размер штрафа в договоре предусмотрен в размере 5 000 долларов;
  • если партнер решится на расторжение договора, то его ждет выплата неустойки в размере 10% от всех совершенных продаж за период деятельности;
  • после расторжения соглашения франчайзи не может на том же месте открывать любое другое предприятие/торговую точку и так далее.

Вид договора

Многие «специалисты» ссылаются на ст. 1027 ГК РФ, которая рассказывает нам о базовых положениях договора коммерческой концессии. Но, к сожалению, диванные эксперты мало знают о том, что ДКК – это не пуп земли, и существует немало альтернативных вариантов, применимых в сфере франчайзинга. В частности:

Юридическое оформление франшизы, в частности, подразумевает правильный выбор формы франшиз. То есть, например, если у вас нет товарного знака (вернее, есть, но нет регистрации товарного знака), франшиза будет, скорее всего, осуществляться посредством заключения лицензионного соглашения.

Если же вы в данной ситуации «забьете» на юриста, и оформите самостоятельно ДКК – будьте готовы в скором времени возмещать убытки своему франчайзи по судебному решению.

Регистрация франшизы

Судебная практика показывает, что чаще всего в Арбитражных судах рассматриваются дела о признании франчайзинговых сделок ничтожными по причине отсутствия регистрации. Почему предприниматели игнорируют регистрацию франшизы в Роспатенте? Причина одна – отсутствие юридического сопровождения. Ни один юрист в здравом уме и трезвой памяти не подпишется на сделку, которая будет осуществляться полулегальным способом.

Да, согласен, регистрация – это долго (2 месяца), это необходимость предоставления документов на объекты интеллектуальной собственности (только товарный знак регистрируется 1 год) + это скучно и сложно. Но что поделать – хотите уверенности в завтрашнем дне, проявите терпение.

Постановка объектов интеллектуальной собственности (ОИС) на бухучет

Казалось бы, при чем тут юрист, правда? Есть же бухгалтер, очаровательная 55-летняя Лариса Степановна, опытный сотрудник с 30-летним стажем. Степановне вы можете с закрытыми глазами доверить выдачу заработной платы, сдачу отчетов в налоговый орган и другие текущие бытовые обязанности. Но только не ОИС.

Что такое ОИС? Деловая репутация, торговый знак, коммерческое обозначение, право на использование ноу-хау, интернет сайт, фирменный стиль (элементы дизайна) и другие интересные вещи, которые никак нельзя потрогать руками, но они имеют хорошую ценность. Это та вещь, которая прибавляет веса вашей компании, и делает ее стоимость гораздо выше, чем просто инвентаризация + счет на балансе компании.

Для сравнения давайте возьмем Apple – вы ведь не думаете, что стоимость яблочного офиса оценивается только исходя из цены на помещение, стулья, столы и техоборудование? Конечно, нет. Если материальные вещи могут стоить 100 000 долларов, то бренд – это то, что позволяет смело продавать офис по цене в 2 млрд. долларов.

Грубо говоря, ОИС должны ставиться на учет профессионалами. Никогда не доверяйте оценку и постановку нематериальных активов простым бухгалтерам.

Юридическое сопровождение сделок во франчайзинге

Если вы действительно дорожите своим временем, то подготовка и юридическая упаковка франшизы под ключ – это спешиал фо ю. Профессионал не только проследит за регистрацией договора франшизы, но и вообще – составит его, внесет нужные пункты правильным юридическим языком, проведет переговоры с франчайзи, согласует с ним ряд пунктов в документе и заключит саму сделку. Поверьте, юрист при франшизе – это очень важно.

Давайте рассмотрим 2 варианта. Кстати, из реальной жизни.

  1. Предприниматель Петрушкин, имеющий 6 торговых точек в сфере быстрого питания решил заняться франчайзингом. Он обратился к юристу, получил от него базовый договор, далее решил, что юридические услуги не стоят особых денег, и решил отправиться в самостоятельное плавание.

    Он нашел 2-х франчайзи, подписал с ними договоры, и начал далее спокойно заниматься своим делом. Через 5 месяцев 1-вый франчайзи, который изначально не учел риски при покупке франшизы, подал на него в суд. Причина – несоблюдение условий договора. Несмотря на то, что в документе четко обеспечивалась техническая и консультационная поддержка франчайзера, предприниматель Петрушкин так и не оказывал на протяжении положенного срока никакой помощи. Суд признал требования франчайзи адекватными, и заставил Петрушкина компенсировать франчайзи потери.

    2-рой франчайзи еще через месяц тоже обратился в суд по причине того, что ему не передали никаких ОИС, в частности – права на торговый знак. В суде оказалось, что у Петрушкина нет документов на торговый знак, более того, сам договор не зарегистрирован в Роспатенте. Суд признал сделку ничтожной, и заставил предпринимателя вернуть франчайзи все затраты.

  2. Предприниматель Веточкин, имеющий 5 торговых точек по уникальной выпечке хлеба, решил заняться франчайзингом. Почитав Главу 54 ГК РФ, он понял, что без юриста как без рук, и нанял профессионала для сопровождения. После того, как франшиза была разработана и создана, он нанял рекламщиков и сделал хорошее коммерческое предложение. Уже через месяц он подписал договоры с 5-ю франчайзи.

    Прошло полгода, год. Все условия франшиз были соблюдены. В случае возникновения конфликтных ситуаций в переговорах всегда участвовал свой юрист, который был с самого начала в курсе всей кухни Веточкина. Ни одного суда еще не состоялось.

Что хочется сказать в конце? Маркетинг – это хорошо. Нет, это великолепно. Но он не сработает, если товар окажется «с гнильцой». Выводы делайте сами.

Остались вопросы?

Максим Кольцюк

Напишите мне на почту, заполнив форму ниже, и я помогу разобраться в проблеме!
Либо воспользуйтесь одним из следующих контактов:

Максим Кольцюк – управляющий партнер компании «Бюрократ»
Максим Кольцюк управляющий партнер ООО «Бюрократ»
Заполните