Зачастую начинающие франчайзеры, уделяя огромное внимание своему продукту – франшизе, не слишком тщательно подходят к выбору своих партнеров. Это большая ошибка, ведь успешность бизнеса зависит в равных частях от управляющей компании и руководителей региональных офисов. Владелец бренда вкладывает много ресурсов в создание качественного продукта и работоспособных бизнес-процессов. Недобросовестные франчайзи наносят урон репутации бренда, приносят с собой массу проблем для команды франчайзера, а закрытие офисов ухудшает статистику.
В этой статье мы поговорим о том, каким качествам будущего франчайзи стоит уделить внимание перед подписанием договора, чтобы ваше партнерство стало взаимовыгодным и плодотворным.
Как бы банально это ни звучало, первый аспект, который стоит проанализировать – финансовая состоятельность будущего партнера. Прежде всего, размеры стартового капитала на открытие бизнеса по франшизе довольно внушительны.
Помимо оплаты паушального взноса, начинающий предприниматель должен обладать возможностями на покрытие всех расходов по открытию и ремонту офиса, закупке необходимого оборудования, найму персонала. К тому же, уделив внимание финансовому аспекту будущего партнера, вы обезопасите себя от злостных неплательщиков роялти.
Запрашивать сведения о финансовом положении потенциального франчайзи – законная процедура, к тому же это вполне логично. Если у вашего будущего партнера эта процедура вызовет «нездоровую» реакцию, тем лучше для вас, ведь такой партнер в команде не нужен.
Важно: данная проверка полезна и второй стороне – будущему франчайзи, поскольку он сможет убедиться в своих возможностях или же, напротив, признать свою несостоятельность на сегодняшний день.
Очень важно, чтобы обе стороны перед началом сотрудничества понимали, чего им ожидать.
Довольно субъективный критерий, но тем не менее его не стоит обделять вниманием. Рассмотрим оба возможных варианта.
Зачастую франчайзеры отдают предпочтение партнерам, у которых есть опыт ведения какого-либо бизнеса. Во многих случаях, действительно, это является преимуществом. Бизнесмен знает, чего ожидать, умеет управлять рисками, персоналом, знает, как правильно выстроить бизнес, чему уделить внимание. Предпринимателей с опытом отличает умение добиваться поставленных задач в поставленные сроки с минимальными затратами ресурсов.
Например, владельцы брендов в фармацевтической сфере отдают предпочтение опытным собственникам аптек. Гораздо проще для них переделать уже имеющийся бизнес под свои стандарты, чем обучить новичка всем тонкостям столь специфичной ниши.
Некоторым франчайзерам, напротив, проще начать сотрудничество с новичками. Если у предпринимателя уже есть свой бизнес, он выработал свои собственные механизмы и может быть не готов к новому формату работы. Этот подход зачастую используют зарубежные компании, отдавая предпочтение начинающим предпринимателям.
Когда франчайзер набирает команду партнеров, конечно, он хочет, чтобы его сеть стала в каком-то смысле семьей. Очень важно на данном этапе умение взаимодействовать с другими участниками команды, а также соблюдать жесткие регламенты компании. Перед заключением договора стоит обратить внимание потенциального франчайзи на то, что бизнес предполагает определенного рода ограничения.
Важно: особое внимание стоит уделить умению вести деловую беседу. Это во-многом определяет, каким будет ваше дальнейшее сотрудничество. Если собеседник говорит и пишет грамотно, тактичен, не теряет самообладания в каких-то спорных моментах, скорее всего, из него получится хороший партнер.
Я считаю, решение о том, принимать ли соискателя в команду, должен, непосредственно руководитель компании, поскольку он обладает опытом и четким пониманием портрета будущего партнера. Также руководители зачастую на интуитивном уровне могут понять, подходит ли ему тот или иной кандидат.
Владение собственным помещением поможет снизить финансовую нагрузку на начинающего предпринимателя на этапе старта. Это, безусловно, большой плюс, особенно в тех сферах, в которых нет существенных требований к помещению.
Однако, помещение может не соответствовать требованиям франчайзера по ряду параметров: расположение, этаж, наличие парковки и т.д. Для потенциального франчайзи стоит сразу обозначить все эти факторы, чтобы в дальнейшем избежать недопониманий.
Таким образом, универсальный однозначный ответ на вопрос: «Каким должен быть франчайзи?!» дать не получится. В расчет стоит брать особенности бизнеса, личное видение франчайзера. Но я попробую подытожить все вышесказанное и абстрактно нарисовать портрет предпринимателя, который вольется в любую франчайзинговую сеть.
Прежде всего, это должен быть человек без финансовых трудностей, способный покрыть все расходы, связанные с запуском бизнеса по франшизе и имеющий резервный капитал на случай непредвиденных обстоятельств.
На мой взгляд, потенциальный франчайзи должен обладать хотя бы минимальным опытом ведения бизнеса. Сотрудничество будет гораздо более плодотворным, поскольку обе стороны будут теоретически и практически подкованы.
Среди личных качеств франчайзи я бы выделил лидерство, такт, лояльность к бренду. Такой человек сможет вести за собой команду, соблюдая регламенты и стандарты управляющей компании.
Я считаю, проще начать сотрудничество с предпринимателем, у которого в собственности нет площадей. Это поможет избежать недовольств и подобрать помещение согласно всем требованиям франчайзера.
В заключении я бы сказал об интуиции франчайзера. Если на подсознательном уровне вы чувствуете, что вам некомфортно общаться с данным кандидатом, возможно, стоит ему отказать.
Не стоит доверять свой продукт, в который вы вложили свои силы, ресурсы и душу, первому встречному. Сильная франчайзинговая сеть формируется из сильных личностей. Иначе это будет набор офисов с одинаковым названием, работающих, как попало. Надеюсь, моя статья была полезна!