25 ноября 2017 381
Логотип компании Бюрократ

Юридический аудит франшизы: роскошь или необходимость?

«Не понимаю, почему люди так боятся новых идей. Меня пугают старые».

Джон Кийдж, американский композитор

Франшиза – это продажа идей, которые могут принести ощутимый доход своему владельцу. Безусловно, это отличный вариант бизнеса, позволяющий благополучно миновать первые 2-3 года лютого безденежья после запуска компании, набитых «шишек», танцев с бубном для привлечения хоть каких-то клиентов и постоянной борьбы с наглыми происками конкурентов.

Вы покупаете франшизу – и вместо вас большую часть работы делает узнаваемая торговая марка. Вам не нужно бороться за свое место под солнцем – клиенты сами идут к вам по принципу «Ой, по телевизору так рекламируют эту компанию, надо зайти, интересно, что там такое дают» или «Ух ты, я в Москве такое пробовала в заведении с вашим названием – вкуснотищааа!».

Прекрасные перспективы, не правда ли? А теперь – забудьте. Нет, я не шучу. Если вы думаете, что покупка любой франшизы принесет вам неслыханные богатства и всенародную любовь – вы серьезно ошибаетесь.

Все. Франшизы. Необходимо. Проверять. Причем – лично. Вникая во все подробности. Помним, 90% франшиз на российском рынке – это мыльный пузырь, который быстро сожрет ваши деньги, и пустит вас по миру.

Почему аудит франшизы необходим для франчайзи?

Недооценка «возможностей» хитрых франчайзеров может привести к непоправимым ошибкам, за которые вы потом будете расплачиваться новыми тратами и бесконечными судебными разбирательствами, пытаясь до последнего отстоять свою правду.

Слова – это всего лишь слова. Безусловно, если вам поздним вечером красавица-жена томным голосом шепчет о любви – верьте ей на все 100, нет, на 200%! Но если вам потенциальный франчайзер щебечет что-то вроде: «Отличные перспективы, миллионные прибыли уже с первого месяца. Вкладывать ниче не нада, ты сразу станешь миллионером!» - не введитесь, как бы заманчиво все это не звучало. Помните, любую рекламу следует делить на 5, а потом перепроверять.

Хотите знать, зачем потенциальному франчайзи нужен юридический аудит франшизы? Поехали.

Чтобы не стать голым королем

Юридическая защита франшизы

Все помнят сказку про голого короля, где хитрый портной «сшил» для него невидимый наряд? Так вот, такие казусы довольно часто происходят и в франчайзинге. Будьте готовы, что вас будут «уламывать», вам будут показывать роскошные картины вашего благополучия в самом ближайшем будущем. Но что, если слова – это лишь слова?

Юридический аудит позволит вам проверить, насколько франшиза является ценной в действительности. И совпадает ли реклама с реальными показателями.

Чтобы не стать «нелегалом»

Да, ситуация, когда все договоры в франчайзинге оформляются только на словах, нередкая. И вы, потратив уйму денег и сил на развитие своего бизнеса, в один прекрасный день можете прийти к выводу, что на самом деле ничем не владеете. Вернее, владеете, но на птичьих правах.

Юридический аудит направлен на проверку чистоты положений договора. Опытный специалист обязательно внесет в договор пункт об обязательной регистрации документа в Роспатенте, проверит регистрацию товарного знака и документацию по другим объектам интеллектуальной собственности. Помните, все, о чем идет речь в договоре, непременно должно подтверждаться документально.

Ярким примером такой легкомысленности является решение по делу 2-3576/2017 ~ М-1803/2017 от 10.05.2017, принятое в Верх-Исетском райсуде г. Екатеринбурга.

Из материалов дела видно, что ИП обратился с иском к ООО, требуя признать договор концессии недействительным, так как документ не только не был зарегистрирован в Роспатенте! Но и вообще отсутствовал в письменном виде!!!

В результате мы имеем «франчайзи-нелегала», который вообще не имел права осуществлять коммерческую деятельность.

Естественно, суд счел внесенные средства за «франшизу» не чем иным, как неосновательным обогащением, и назначил компании вернуть денежные средства несостоявшемуся франчайзи.

Чтобы не попасть в долговое рабство

Вы легкомысленно подмахиваете договор, и активно развиваете бурную деятельность. И тут в один прекрасный день к вам в офис заявляются представители франчайзера и заявляют, что вы влетели на штраф в 100 000-200 000 или 500 000 тысяч рублей. Вы не понимаете, что происходит, и достаете договор, где черным по белому предусматривается штраф практически за каждый несанкционированный шаг. И вот, с этого момента вы начинаете пахать исключительно на штрафы. Неприятная ситуация, правда?

Юридическая проверка франшизы позволит вам обеспечить лояльные условия договора. Если в процессе проверки франшизы специалист обнаружит драконовские штрафы и узаконенное рабство, вы сможете: либо договориться об изменении этих положений, либо вообще отказаться. По крайней мере, вы будете предупреждены о последствиях.

Опять же, замечательным примером того, что может случиться с франчайзи, пренебрегшим необходимостью привлечения юриста для защиты франшизы и своей деятельности, является решение по делу 2-1554/2016 ~ М-1716/2016 от 11.08.2016, принятое в Каневском райсуде Краснодарского края.

Франчайзер ООО «Ив Роше Восток» Палладий О.Г. обратился в суд, чтобы взыскать с франчайзи Христюк Т.П. пени, штрафы и неустойки за нарушение пунктов договора коммерческой концессии. Речь идет о центрах красоты Центре Красоты Yves Rocher. У предпринимателя возникли долги перед истцом:

  • за аренду;
  • по вознаграждению для франчайзера;
  • по поставкам продукции;
  • по %, начисленным за просрочку.

Более того, франчайзер даже соблюдал все формальности в рамках претензионного порядка (что говорит нам о наличии хорошего юриста с его стороны). В итоге суд большую часть претензий правообладателя удовлетворил, в том числе – просрочки и % за пользование чужими средствами.

Чтобы трезво оценить рентабельность бизнеса

Юридическая защита франшизы

В любом договоре франчайзинга предусматриваются паушальные взносы (уплачиваются сразу при покупке) и/или роялти (ежемесячный процент от прибыли). Если вы – новоиспеченный предприниматель, скорее всего, вам будет сложно понять, что есть нормой, а что – наглостью. Не зная о тонкостях бизнеса, вы можете случайно подписаться на кабалу. Например, на уплату паушального взноса в 2 млн. рублей + ежемесячные 30% от прибыли.

Юридическая защита франшиз позволит установить, какова реальная стоимость вашей франшизы. Если франчайзер реально хочет на вас просто заработать, и ничего больше – специалист обязательно вам об этом сообщит. Поверьте, заплатив вашему юристу 30 000 рублей за аудит, вы в результате сэкономите миллионы.

Чтобы действительно получить поддержку франчайзера, а не красивые обещания

Все знают, что в договоре коммерческой концессии обязательно прописываются положения о поддержке франчайзера? Правильно. Вот только они могут в корне отличаться: если по условиям одного документа франчайзер обязан провести обучение, предоставить оборудование, наладить поставки и обеспечить круглосуточный доступ для консультирования, то по условиям другого договора правообладатель просто предоставляет оборудование и «дает подсказки» по бизнесу. Думаю, вы сами поймете, что во втором случае о качественной поддержке речи идти не может.

Юридический аудит франшизного договора позволит предусмотреть и прописать положения о поддержке с максимальными подробностями. Юрист обязательно позаботится, чтобы в договоре было указано: сроки и условия проведения обучения, сроки и особенности поставки оборудования, круг лиц, к которым можно обратиться на консультацию, и много другое. Поверьте, это важно, и это позволит максимально защитить франшизу в перспективе.

Несколько лайфахов для франчайзи

  1. Проверяйте деловую репутацию. Помните, по хорошо зарекомендовавшим себя франшизам легче получить кредит на развитие бизнеса. Обязательно узнайте, как часто ваш потенциальный франчайзер становится участником судебных разбирательств в Арбитражных судах.
  2. Разберитесь, какие услуги франчайзера предоставляются на платной основе. Вполне может оказаться, что за поддержку и тренинги необходимо доплачивать деньги, что является не совсем нормальной ситуацией.
  3. Проверьте количество конкурентов в своем регионе. В частности – не собирается ли правообладатель конкурировать с вами в вашем городе. Это важно.

Оценить:
0
После прочтения остались вопросы?

Максим КольцюкНапишите мне на почту, заполнив форму ниже, и я помогу разобраться в проблеме! Либо воспользуйтесь одним из следующих контактов:

Телефон: +7 (495) 221-89-91

Комментарии