Задать вопрос
Логотип Бюрократ
Главная Юридический раздел Рассказываю о причинах отказа в регистрации товарного знака
9 декабрь 2018 1 940

Рассказываю о причинах отказа в регистрации товарного знака

Товарный знак – это словесное или визуальное обозначение конкретной продукции. Он используется как средство индивидуализации, то есть нужен, чтобы один товар не путали с другим. Без него сегодня невозможно себе представить продвижение на рынке. Поэтому большинство предпринимателей, которые хотят раскрутить свою продукцию, заинтересованы в регистрации товарного знака. Но иногда они сталкиваются с отказом.

Почему это происходит? На каких основаниях Роспатент отказывает в регистрации товарного знака? И что можно с этим сделать? Давайте разберёмся.

Зачем нужен товарный знак?

Но в первую очередь я хочу обратить внимание на то, зачем в принципе необходим товарный знак. Как я уже сказал выше, такое обозначение используется для индивидуализации товара, это его основная функция. А ещё оно служит рекламным целям: яркий, красочный символ может обратить внимание покупателя на продукцию. Если товарный знак хорошо продуман, то он будет вызывать положительные ассоциации с высоким качеством товара, с экологичностью и безопасностью.

Такой символ также повышает конкурентоспособность конкретной компании. Его регистрация указывает на то, что у организации – серьёзные намерения. Фирме-однодневке нет смысла регистрировать собственный товарный знак, тем более что сам по себе процесс довольно длительный (может растянуться на год) и требующий определённых расходов.

Товарный знак может ещё и стать способом заработка. Особенно хорошо это видно на примере франшиз, когда организация даёт возможность предпринимателям получать прибыль, используя свой бренд, технологии и другие составляющие бизнеса.

Как проходит регистрация товарного знака?

Сама регистрация товарного знака представляет собой довольно длительный процесс. Сначала логотип нужно разработать и утвердить на уровне компании, подготовить необходимый пакет документов. Потом надо оформить заявление и подать его в Роспатент. Причём к нему же прилагается изображение логотипа и его описание. Не забудьте о необходимости оплатить государственную пошлину и предоставить квитанцию. Дальше надо будет ждать реакции.

Если всё в порядке, товарный знак уникальный, то его регистрируют. И у заявителя появляется исключительное интеллектуальное право на это конкретное обозначение. Но иногда компании сталкиваются с отказом. В итоге им приходится вносить исправления или же вообще проходить этап разработки повторно. Во-первых, это означает дополнительные расходы. Во-вторых, всё сильно затягивается по времени, поскольку приходится снова оформлять все документы и подавать заявление.

Учтите, что государственную пошлину в случае отказа в государственной регистрации товарного знака вам никто не вернёт. И при повторной подаче документов её придётся платить опять.

Отказ в регистрации товарного знака

Но почему вообще компания может с таким столкнуться? Можно ли этого как-то избежать? На самом деле да, вполне реально предусмотреть возникновение проблем с Роспатентом.

Во-первых, существует так называемый «абсолютный отказ в регистрации товарного знака», на котором я хочу остановиться подробнее ниже. Он означает, что есть определённые правила, и их никогда нельзя нарушать.

Во-вторых, к одному из оснований для отказа в регистрации товарного знака относится его неуникальность. Если логотип одной компании можно перепутать с логотипом другой, то приоритет будет у уже зарегистрированного. Думаю, причины здесь понятны, ничего пояснять не надо.

А что, если две компании примерно в одно и то же время подали заявки на регистрацию похожего изображения? Тогда уже всё будет решаться в индивидуальном порядке. Как правило, предпочтение отдают тому, кто подал документы раньше.

Приоритет при регистрации товарного знака может получить компания, которая уже начала в этом качестве использовать логотип. Например, выставляла продукцию на выставках. Причём она получает приоритет даже при более поздней подаче заявления. Но такие факты нужно подтверждать.

Абсолютный отказ

Существуют абсолютные основания от отказа в регистрации товарного знака. У вас не примут логотип, если:

  1. По конкретному изображению невозможно идентифицировать товар. Например, простой чёрный квадрат нельзя сделать товарным знаком. Должны быть отличительные признаки.

  2. Товарный знак указывает на место изготовления продукции, дату, назначение, ценность, качество, количество и т. п.

  3. Логотип очень близок к государственным или международным гербам, флагам, символам национальных организаций и прочего.

  4. Изображение противоречит общественным нормам морали, оскорбляет социум или же определённую его часть.

  5. Товарный знак защищается международными договорами, подписанными Россией.

Чтобы не столкнуться с проблемами при оформлении права на изображение, желательно поручить его разработку профессионалам. Причём стоит выбрать компанию, которая уже создавала одобренные Роспатентом товарные знаки. Если же вы хотите зарегистрировать право на конкретный логотип, то для уменьшения трат стоит хотя бы проконсультироваться с такими специалистами до того, как подавать заявку.

С отказом в регистрации товарного знака в России ежегодно сталкиваются тысячи компаний и предпринимателей. Если внимательно изучить причины, по которым это происходит, вполне реально избежать такой неприятности.

Максим Кольцюк – управляющий партнер компании «Бюрократ»
Максим Кольцюк управляющий партнер ООО «Бюрократ»
Заполните