Существуют разные способы индивидуализации товаров. И самым распространённым является товарный знак, под которым понимают логотип, слоган или же их сочетание. Он обычно ассоциируется с определённой продукцией. Но чтобы у конкретной компании возникло право на такое изображение или же на сочетание символов и слов, например (в некоторых случаях – цифр или значков), нужно провести регистрацию товарного знака.
Отечественное законодательство выделяет разновидность товарного знака: помимо обычного, существует ещё и коллективный. О чём идёт речь?
Коллективный товарный знак – это средство индивидуализации, права на которое принадлежат объединённой группе компаний. И его правовой режим несколько отличается от того, который есть у обычного товарного знака:
Это далеко не все особенности, связанные с коллективным знаком, а лишь основные. Но по ним уже становится понятно, что речь идёт об особом явлении в сфере интеллектуальных прав.
Учтите, что каждый участник объединения является пользователем товарного знака, а не правообладателем. Право на коллективный товарный знак появляется только у объединения.
Если вам нужна помощь в регистрации товарного знака – обратитесь ко мне, у меня большой практический опыт в этой сфере, буду рад помочь!
Мои услуги Оставить заявкуЧтобы у группы компаний возникло право на товарный знак, тот нужно зарегистрировать. Для этого собирается определённый пакет документов и подаётся в Роспатент:
Особенно тщательно нужно подойти к оформлению заявления. В нём необходимо указать сведения о самом объединении, обозначение товарного знака, а также данные о товарах (классификация МКТУ). Плюс туда же вносится описание товарного знака.
В Уставе коллективного товарного знака указывается следующее:
Подавать документы в Роспатент можно лично, по почте заказным письмом или же через сайт Госуслуг. После того, как государственный орган получит такое заявление, он проведёт сначала формальную экспертизу, то есть проверит, соответствуют ли документы предъявляемым требованиям, правильно ли составлено заявление. Если на этом этапе не возникает проблем, устраивается экспертиза по существу: изучают сам товарный знак на предмет его уникальности. Особое внимание уделяется защите прав 3 лиц.
В конце Роспатент выносит окончательное решение. Обычно весь процесс занимает год.
Вам нужно будет заплатить за саму регистрацию коллективного товарного знака 3500 рублей. При этом если вы заявите больше 5 товаров и услуг по МКТУ, то в таком случае за каждую позицию надо будет добавить ещё по 1000 рублей. Проведение формальной экспертизы стоит 11500 рублей, плюс доплата за товары (услуги) здесь составляет ещё 2500. За экспертизу по существу надо будет доплатить 16000 рублей плюс по 1000 за каждую позицию. И, наконец, оформление свидетельства стоит 2000 рублей.
Обратите внимание: если вы предоставите неверные данные о себе или же если коллективный товарный знак по каким-то причинам нельзя будет зарегистрировать, пошлину вам не вернут. Поэтому к разработке обозначения нужно подойти очень внимательно!
Коллективный товарный знак в России не получил широкого распространения из-за целого ряда ограничений, который он накладывает на правообладателей. Тем не менее само по себе такое явление вполне себе существует. В частности, к российским коллективным товарным знакам относятся «Камаз» и «Прима». Гораздо больше подобное явление распространено на международной аренде, где в качестве примера можно привести компании Coca-Cola или Pepsi.
В любом случае, вне зависимости от того, идёт ли речь о российской компании или о международной, базовый принцип везде одинаков. В частности, продукцию выпускает целый ряд производителей, но конечный потребитель получает товар, соответствующий единым стандартам. В итоге он может даже не вникать в тонкости по поводу того, что именно и где производится, поскольку всегда будет уверен в определённом качестве.
Подытожу: коллективный товарный знак имеет смысл использовать только крупным объединениям. Он даёт возможность выйти на международный рынок, широко заявить о себе. Но в то же время такое средство индивидуализации требует жёсткой системы внутреннего контроля, а её внедрение предполагает значительные расходы. И всё это при выборе коллективного товарного знака нужно принимать во внимание.