Задать вопрос
Логотип Бюрократ
Главная Бизнес по франшизе Недостатки работы по франшизе для франчайзера и франчайзи
15 январь 2019 31 394

Недостатки работы по франшизе для франчайзера и франчайзи

У любого бизнеса есть определённые недостатки. Поэтому перед тем, как вкладывать деньги во франшизу, сначала нужно разобраться с потенциальными проблемами, увидеть всё картину. В отношении франчазинга – это минусы, с которыми сталкивается каждая из сторон. Причём здесь очень важно понимать и оппонента, чтобы переговоры получились в итоге результативными.

Зачем это нужно? Во-первых, вы не будете «покупать кота в мешке». Во-вторых, существуют стандартные схемы сотрудничества, типичные договоры и так далее. Но если вы увидите все недостатки франчайзинга, то вы не станете подписывать такой контракт бездумно, а сможете осознанно выбрать подходящий для себя бизнес. Возможно, решите отказаться от стандартного договора, чтобы предложить интересную и разумную альтернативу.

Недостатки франчайзинга для франчайзера

Риски в такой системе есть для обеих сторон. У франчайзера – особое положение на рынке: по сути, он отвечает за всю систему, но при этом не всегда имеет полный контроль над ней. В итоге ситуация для него может оказаться несколько непредсказуемой. И с этим связан целый ряд минусов.

Риски для бренда

Недостатки франшизы как явления для франчайзера заключаются в том, что потребители воспринимают в первую очередь торговую марку. Они не будут разбираться в том, кто конкретно их обслуживал, как именно он подходит к найму персонала, насколько жёстко следит за качеством сервиса на конкретных точках. Если покупателя в определённом городе, допустим, обманули, то он может уже в принципе не обратится в эту компанию.

Проблемы для репутации связаны даже не только с какими-то неприятными ситуациями, но и просто с разницей между ожиданием и реальностью. Например, один из франчайзи может нанять для своих заведений поваров очень высокой категории, и они будут готовить вкуснее. Привыкшие к таким блюдам посетители могут разочароваться, обратившись придя в это же заведение, но уже в соседнем городе. Хотя это не свидетельствует о слабом качестве: просто неплохое блюдо после отличного воспринимается хуже.

В итоге внутри сети возникает определённая неоднородность. И это может влиять на продажи в целом.

Если вам нужна помощь в анализе договора франшизы – обратитесь ко мне, у меня большой опыт во франчайзинге, буду рад помочь!

Мои услуги Оставить заявку

Сложности контроля

Развитием конкретной точки занимается не сам франчайзер, а другой человек (франчайзи или его сотрудники). Именно они следят за:

  • свежестью и качеством используемых продуктов;
  • компетентностью персонала;
  • уровнем обслуживания клиентов;
  • реализацией конкретных акций и прочего.

Франчайзер не всегда может вмешиваться в происходящее, даже если конкретный франчайзи вредит бренду. Определённые рычаги воздействия есть, но они ограниченные. Плюс на постоянное отслеживание действий каждого франчайзи будет уходить слишком много времени и средств. А это повредит уже дальнейшему развитию. Так что в большинстве случаев приходится чем-то рисковать.

Несостоятельность франчайзи

Финансовый успех франчайзера зависит не только от того, сколько предпринимателей он привлечёт в свою организацию, но и от того, насколько эффективным будет каждый член команды. А это зависит уже от того, что будет делать франчайзи, до какой степени он сможет справиться с рынком, ответственно ли подойдёт к ситуации. И если такой бизнесмен обанкротится, это означает потерю для компании в целом. Во-первых, пострадает репутация. Во-вторых, франчайзер потеряет того, кто приносил ему доход.

Проблемы сохранения коммерческой тайны

Успех компании, помимо прочего, может зависеть от секретных ингредиентов в блюдах, от особого подхода к управлению, от применяемых методик и прочего. И если эта информация станет известна широкому кругу лиц, франчайзер рискует потерять конкурентное преимущество.

В то же время заставить франчайзи сохранять коммерческую тайну проблематично. Обычно такие моменты фиксируются в договоре. Однако франчайзи может не открыто нарушить оговоренные правила, а просто не проследить за своими сотрудниками, недооценить важность секретности. В итоге пострадает вся система.

Недостатки франчайзинга для франчайзи

Для франчайзи в таком бизнесе тоже есть свои минусы. В первую очередь он зависит от франчайзера. Если главная компания обанкротится, например, ему придётся тоже закрывать бизнес или многое кардинально менять, а раскрутку в любом случае начинать сначала. Чуть ниже я раскрою и другие моменты.

От непредсказуемого поведения франчайзи страдает далеко не только франчайзер, но и другие франчайзи. На этот момент при выборе франшизы не всегда обращают внимание, тем не менее он очень важен.

Франшиза может не подойти

У потенциального франчайзи не будет перед глазами всей картины до тех пор, пока он не подпишет договор. Поэтому вполне возможна ситуация, когда предприниматель столкнётся с трудностями, о которых он даже не подозревал. А франчайзер оказывает помощь далеко не во всех вопросах. Поэтому иногда всё складывается не самым лучшим образом: деньги уже вложены, а бизнес не подошёл. Обычную компанию иногда легче закрыть, чем выйти из такой вот системы, не потеряв при этом средства.

Франчайзер может приукрасить показатели бизнеса

Большинство франчайзеров живут за счёт того, что постоянно стремятся развивать свой бизнес, привлекать туда всё большее число предпринимателей. И с этими целями недостатки скрываются, а получаемая прибыль – увеличивается. Многие франчайзеры также уменьшают период окупаемости. Некоторые указывают максимальные реальные показатели, то есть ориентируются на лучшее, а не на среднестатистическое.

В результате франчайзи - введён в заблуждение. Он не видит перед собой всей картины и может купить франшизу, не имея достаточно средств или же ориентируясь на совсем другой уровень нагрузки.

Чтобы избежать таких проблем, франчайзера нужно очень тщательно проверять. Причём изучения отзывов в интернете здесь недостаточно. К тому же такие комментарии может написать и сам франчайзер. Необходимо провести полноценный анализ финансовой деятельности компании, перспектив её пребывания на рынке и т. п. Подобный отбор обеспечивает уменьшение рисков при выборе компании. Проанализировать франшизу вы можете, прочитав нашу подробную статью о том, как выбрать франшизу. В случае, если нет уверенности или времени на детальное изучение предложения, лучше прибегнуть к услугам специалистов.

Недобросовестный франчайзер

Франчайзер должен не только предоставить свой бренд, но и помогать новым участникам на всех этапах, обучать их и их сотрудников, выдавать разные материалы и прочее. Однако далеко не все компании ответственно подходят к выполнению своих обязанностей. Многие делают это «для галочки», не контролируют качество усвоения материала, не отвечают на вопросы, выдают общую информацию. В итоге франчайзи приходится разбираться с целым рядом моментов самостоятельно. И это увеличивает нагрузку.

Франчайзи может уменьшить риск для себя, если обсудит бизнес с теми, кто уже сотрудничает с франчайзером. Но учтите, что такая дискуссия иногда напрямую запрещается договором.

Подведём итоги: недостатки у франчайзинга объективно существуют. Их не нужно недооценивать или игнорировать. Но если грамотно подойти к выбору компании, многих, а может быть даже и всех проблем можно избежать.

Хотите поделиться своей историей со всеми?

Расскажите ее через эту форму, мы изучим материалы и свяжемся с вами для уточнения деталей.

Поделиться историей

Остались вопросы?

Максим Кольцюк

Напишите мне на почту, заполнив форму ниже, и я помогу разобраться в проблеме!
Либо воспользуйтесь одним из следующих контактов:

Максим Кольцюк – управляющий партнер компании «Бюрократ»
Максим Кольцюк управляющий партнер ООО «Бюрократ»
Заполните