11 января 2018 2 534
Логотип компании Бюрократ

Ответственность по договору франчайзинга: 5 моментов, которыми не стоит пренебрегать

Франшизы являются довольно выгодным предприятием для обеих сторон – согласитесь, один получает стабильный доход, другой – опыт ведения бизнеса, который в идеале должен обеспечить его на долгие годы вперед. Чем плохо?

Но еще существует такая штука как ответственность сторон по договору коммерческой концессии. На тематических интернет-ресурсах о ней говорят мало, вернее – практически не упоминают, однако понимать ее необходимо. Давайте рассмотрим, о чем молчат франчайзеры, какие ошибки могут привести к неприятным последствиям?

О чем молчат предприниматели: ответственность в франчайзинге

Итак, поехали.

Контроль

Думаю, все, кого интересует франшиза, в курсе, что франчайзер должен осуществлять контроль за ведением бизнеса своими партнерами. Это условие входит в рамки любого договора коммерческой концессии, оно содержит в себе порядок и условия осуществления такого наблюдения.

Но! В действительности по закону данное требование не является существенным. То есть вы вовсе можете «забыть» об этом положении, указав только, например, консультации для франчайзи. Главное – соблюдать то, что напечатано в документе.

В противном случае вы рискуете:

  • быть привлеченным к ответственности в суде;
  • своей репутацией (при отсутствии контроля риски вреда репутации значительно увеличиваются).

Интересно знать! Лицензионные соглашения ОБЯЗАТЕЛЬНО должны иметь в содержании документов положения о контроле качества. Наблюдение ведется лицензиаром.

В статье описаны основные моменты ответственности по договору франчайзинга. Для каждой ситуации необходим индивидуальный подход, чтобы избежать ошибок. У меня есть практический опыт в аудите и анализе договоров во франчайзинге. Помогу Вам решить возникающие вопросы!

Мои услуги

Солидарная и субсидиарная ответственность по договору франшизы

Итак, в каких случаях какая ответственность наступает:

  • субсидиарная ответственность для франчайзера: наступает в случае предъявления претензий к качеству продукции или товара по отношению к франчайзи;
  • солидарная ответственность для франчайзера: наступает, если франчайзи не только продает, но и изготавливает продукцию.

Теперь давайте разберемся, ху из ху:

  • субсидиарная ответственность означает, что все требования будут к нарушителю, например – франчайзи. К франчайзеру уже обратятся, когда средств франчайзи не хватит для произведения всех расчетов;
  • солидарная ответственность означает, что отвечать за низкое качество продукции или другое деяние против клиента будут и франчайзер, и франчайзи, в равных долях.

Равная ответственность сторон по договору международного/российского франчайзинга

И франчайзер, и франчайзи несут равную ответственность за предоставляемые ими услуги или продаваемые товары. Франчайзер будет отвечать, даже если его товар окажется хуже, чем у участников его франчайзинговой системы. Но помните, о равной ответственности по договору коммерческой концессии не может быть речи, если франшиза основана на предоставлении услуг.

В случае ненадлежащего качества предоставленных услуг франчайзи отвечает по ст. 783 ГК РФ. То есть защищаются права потребителей, но к франчайзеру это не имеет никакого отношения.

Преимущество франчайзи в пролонгации договора

Каждый франчайзи обладает приоритетным правом на пролонгацию договора, даже если документ изменялся сторонами. При условии, что соблюдались все положения. Если франчайзер больше не захочет продлевать франшизу с прежним партнером, то он должен соблюсти ряд условий: в частности, он не сможет продавать франшизу в течение 1-го года на той же территории и на тех же условиях.

Если положение будет нарушено, наступит ответственность. Франчайзи имеет законное право через суд продлить такой договор, а также потребовать от франчайзера:

  • возмещения упущенной выгоды;
  • компенсации за причиненные убытки.

Истекший срок действия исключительного права

Ответственность по договору франчайзинга

Если, например, в процессе действия франшизы истек срок права на товарный знак – договор действует далее. Но! Франчайзи не сможет пользоваться товарным знаком. В случае, если франчайзер не собирается восстанавливать товарный знак – договор франшизы становится недействительным.

Интересно, что наступает ответственность правообладателя по договору коммерческой концессии – франчайзи имеет законное право требовать от него уменьшения плат по франшизе, исходя из временной недействительности товарного знака. Опять же, в случае возникновения спора ситуация решается через суд.


Оценить:
3
После прочтения остались вопросы?

Максим КольцюкНапишите мне на почту, заполнив форму ниже, и я помогу разобраться в проблеме! Либо воспользуйтесь одним из следующих контактов:

Телефон: +7 (920) 740-24-75

Комментарии