6 июня 2019 77
Логотип компании Бюрократ

Рассказываю про договор коммерческой субконцессии

Франчайзинг – это активно развивающаяся система, в рамках которой существуют разные способы выстраивания взаимоотношений между сторонами. Так, правообладатель в договоре коммерческой концессии может или предоставить пользователю право передать определённую часть прав субпользователю, или сделать это обязанностью пользователя. Указанное предусмотрено в статьях 1029 и 1032 ГК РФ соответственно.

То есть речь идёт о субфранчайзинге. При нём франчайзи первого уровня превращается в франчайзера по отношению к франчайзи второго уровня. Фактически, между головной компанией и конечными франчайзи появляется фигура посредника. В подобной ситуации заключается договор коммерческой субконценсии. Давайте разберёмся в том, о чём вообще идёт речь.

Что такое договор коммерческой субконцессии

Коммерческая субконцессия всегда носит производный характер и основывается на договоре коммерческой концессии. Именно в последнем должна быть предусмотрена возможность субфранчайзинга. В противном случае заключение такого контракта будет неосуществимым.

По договору субконцессии одна из сторон коммерческой концессии (пользователь) передаёт новому участнику отношений (субпользователю) право работать под брендом головной компании. Конкретика оговаривается уже непосредственно в соглашении. Необходимо отметить, что договор коммерческой субконцессии не может противоречить основному контракту. Кроме того, такое соглашение должно быть в большинстве случаев предоставлено головной компании перед подписанием.

Заключение договоров субконцессии позволяет правообладателю развивать свою сеть с минимальными вложениями и в течение короткого срока. При этом главный франчайзер получает меньше прибыли, поскольку часть дохода от заключения подобных контрактов достаётся субфранчайзеру. Однако выгода от такого развития сети традиционно преобладает.

Предмет договора коммерческой субконцессии

Непосредственно к предмету данного договора относится комплекс передаваемых субфранчайзером франчайзи прав, а также всё, что связано с их использованием. Встречаются разные варианты:

  • франчайзи второго уровня по договору коммерческой субконцессии может получить тот же объём прав, что и франчайзи первого уровня;
  • договором коммерческой субконцессии предусматривается передача такого же объёма прав, но исключительно на конкретной территории;
  • по коммерческой субконцессии передаётся ограниченный объём прав по сравнению с тем, что получил франчайзи первого уровня, заключивший соглашение коммерческой концессии.

Полная передача всех прав встречается крайне редко. Как правило, головная компания наделяет субфранчайзера дополнительными полномочиями в конкретном регионе по представлению её интересов. И субфранчайзи таких прав не получает. Однако это может не мешать ему пользоваться брендом и полноценно развиваться как предпринимателю.

Что же касается непосредственно предмета договора субконцессии, то речь чаще всего идёт о передач прав на:

  • использование товарного знака (знака обслуживания) и всего, что так или иначе связано с возможностью оказывать услуги или производить/распространять товары от имени конкретного бренда;
  • доступ к ноу-хау, созданных или внедрённых правообладателем;
  • применение бизнес-процессов, позволяющих работать под именем бренда;
  • консультационную поддержку;
  • техническое обеспечение;
  • маркетинговую стратегию;
  • рекламную поддержку;
  • обучение самого предпринимателя и (или) его персонала;
  • юридическую помощь;
  • меню, приложение, программу лояльности и т. п.

Следует принимать во внимание, что учебный процесс, материальное обеспечение и прочее по договору коммерческой субконцессии в 98% случаев организовывает субфранчайзер. Однако участие головной компании в таком соглашении тоже может быть каким-то образом обозначено. Например, основной франчайзер нередко оставляет за собой право контролировать механизм оказания соответствующей поддержки, качество обучения и прочее.

Договор является первой и необходимой частью любой франшизы. У меня есть практический опыт в юридических аспектах франчайзинга, поэтому вы можете обратиться ко мне за помощью в разработке любого типа договора!

Мои услуги

Права и обязанности сторон по этому договору

В коммерческой субконцессии должны быть чётко и однозначно обозначены права и обязанности сторон, то есть субфранчайзера и субфранчайзи. В основном в соглашении расписывается так или иначе всё, что касается их взаимоотношений:

  • передача прав (конкретный порядок, сроки и прочее);
  • оказание поддержки консультационного, юридического или технического характера;
  • выплата единоразового взноса и (или) регулярного с указанием сроков, способов, точных сумм;
  • осуществление мероприятий по контролю за тем, как субфранчайзи выдерживает определённый уровень сервиса.

Однако в то же время в тексте соглашения может так или иначе затрагиваться головная компания. Например, если часть единоразового платежа (паушального взноса) отходит основному франчайзеру, это нередко напрямую оговаривается. Конкретные положения могут непосредственно расписываться в контракте. Но зачастую в договоре коммерческой субконцессии идёт просто отсылка на основное соглашение.

Важно! Субфранчайзер не может предоставить субфранчайзи больший объём прав, чем получил сам по договору коммерческой концессии или чем ему разрешено правообладателем. То есть нужно помнить о вторичности всех договорённостей.

Ответственность сторон по договору субконцессии

В таком соглашении обязательно прописываются положения, касающиеся ответственности сторон. Причём чем детальнее они будут обозначены, тем проще впоследствии станут проходить разбирательства.

Очень важно, чтобы в договоре коммерческой субконцессии содержались конкретные ответы на следующие вопросы:

  1. Кто несёт ответственность перед субфранчайзи – только субфранчайзер или же и головная компания тоже?

  2. Кто имеет право контролировать субфранчайзи и как?

  3. В каком конкретно порядке и в какой последовательности могут предъявляться претензии? Например, чаще всего субфранчайзи должен выдвинуть их сначала субфранчайзеру, а только потом, при отсутствии реакции с его стороны, предприниматель может обратиться уже в головной офис. Однако иногда основной правообладатель в принципе отказывается отвечать перед такими франчайзи. То есть всё зависит от того, что конкретно прописано в обоих договорах.

  4. Что будет при банкротстве субфранчайзера?

  5. Кому именно должен выплачивать компенсацию за нарушения субфранчайзи?

Фактически, во всём, что так или иначе касается вопросов ответственности, очень важно прописать роль головной компании. В противном случае это может привести к затяжным разбирательствам.

Договор коммерческой субконцессии на данный момент остаётся в России своеобразной экзотикой. Однако по мере развития франчайзинга –он становится всё более популярным. И нередко это отличная возможность наладить сотрудничество с мировым брендом без непосильных вложений. Но перед подписанием договора нужно тщательно разобраться в том, о чём вообще идёт речь.


Оценить:
3
После прочтения остались вопросы?

Максим КольцюкНапишите мне на почту, заполнив форму ниже, и я помогу разобраться в проблеме! Либо воспользуйтесь одним из следующих контактов:

Телефон: +7 (495) 221-89-91

Комментарии