11 апреля 2019 360
Логотип компании Бюрократ

Рассказываю про то, что такое субфранчайзинг

Активное развитие рынка привело к появлению на нём разных способов вложения средств. Одним из популярных вариантов оказался субфранчайзинг, который в правовом отношении полностью соответствует понятию субконцессии. Это понятие регулируется статьёй 1029 ГК РФ.

Несмотря на то, что само явление абсолютно новым для рынка назвать нельзя, далеко не всем оно понятно. Субфранчайзинг – это передача франчайзером франчайзи права продавать франшизу в конкретном регионе другим франчайзи.

Таким образом, изначальный франчайзер становится генеральным. То есть в схеме появляется «посредник», контролирующий распространение бренда на определённой территории. Чаще всего подобный вариант актуален для транснациональных компаний, где за расширение франшизы по рынку страны берутся крупные организации.

Отличия субфранчайзинга от франчайзинга

Чтобы понять, чем франчайзинг и субфранчайзинг отличаются друг от друга, нужно вникнуть в базовые понятия. Например, можно прочитать статью «Разбираемся, что значит слово франшиза в бизнесе», где раскрывается основа. Но если вкратце, то:

  • франчайзинг подразумевает прямое взаимодействие, субфранчайзинг всегда означает наличие посредника;
  • при возникновении проблем с субфранчайзером можно обращаться к генеральному франчайзеру, а вот конфликт непосредственно с франчайзером придётся решать в суде;
  • характер соглашения между субфранчайзером и франчайзи во многом зависит от договора между субфранчайзером и генеральным франчайзером, в то время как традиционное соглашение при покупке франшизы является полностью самодостаточным;
  • за действия франчайзи перед генеральным франчайзером несёт ответственность посредник, при обычной же схеме франчайзи сам отвечает за свои решения перед франчайзером;
  • субфранчайзинг позволяет в большей степени учитывать региональные особенности.

Все отличия, как можно увидеть, так или иначе связаны с появлением в системе взаимодействия франчайзера и франчайзи третьего лица: посредника. Он становится промежуточным звеном, выполняя роль франчайзи по отношению к первому и франчайзера – перед вторым.

Юридическая составляющая субфранчайзинга

Как уже говорилось, характеристики субфранчайзинга в российском законодательстве не закреплены, поскольку нет такого понятия. Ориентироваться нужно на договор субконцессии (статья 1029 ГК РФ). При заключении соглашения стоит учитывать следующие моменты:

  • договор субконцессии нельзя оформить на срок, превышающий договор концессии;
  • ключевые моменты в 2 соглашениях не должны друг другу противоречить;
  • если договор между генеральным франчайзером и субфранчайзером признаётся недействительным, то аналогичная судьба постигает и договор субконцессии;
  • но если посредник просто выходит из данной схемы, у генерального фразчайзера появляются обязательства напрямую перед франчайзи;
  • при заключении соглашений стоит учитывать специфику как международного законодательства, так и национального.

Виды субфранчайзинга

Субфранчайзинг может делиться в зависимости от разных факторов и от объёма прав, которые получает субфранчайзер. Так, различают подобные схемы по:

  • территории (на конкретный регион, всю страну или даже на несколько стран);
  • предоставленным возможностям (только продажа франшизы, например, или же полное представительство интересов генерального субфранчайзера);
  • по степени контроля (генеральный франчайзер может оставить за собой право делать проверки франчайзи на местах или же просто адресовать все вопросы напрямую субфранчайзеру);
  • по распределению прибыли (иногда субфранчайзер получает только процент от продажи франшизы, периодически – часть роялти тоже);
  • по характеру взаимоотношений между сторонами (всё зависит от того, что прописывается в договоре).

Стоит отметить, что данная сфера постоянно развивается. Вполне вероятно, что со временем разновидностей субфранчайзинга станет ещё больше.

Положительные и отрицательные стороны субфранчайзинга

В целом такая схема представляет собой очень интересный вариант вложения средств. Среди ярких примеров субфранчайзинга можно назвать представленную в РФ сеть фитнес-клубов World Gym или знаменитый McDonald's. Поэтому предложение о вложении средств может выглядеть очень соблазнительным. Но перед тем, как его принять, стоит учесть все плюсы и минусы.

Преимущества

Субфранчайзинг обладает целым рядом сильных сторон. В частности:

  • региональный субфранчайзер способен лучше адаптировать франшизу под местные особенности, чем генеральный франчайзер;
  • франчайзи будет получать ответы и консультационную поддержку намного быстрее;
  • это реальная возможность для многих мелких предпринимателей стать частью большой международной сети;
  • у франчайзи появляется двойная гарантия – от субфранчайзера и от генерального франчайзера;
  • подобная система в целом характера для устойчивых сетей;
  • больше возможностей для развития, что позитивно сказывается на бренде и позволяет тем самым больше зарабатывать всем;
  • даже в случае возникновения конфликта с субфранчайзером у франчайзи есть возможность разрешить ситуацию выгодным для себя способом без обращения в суд.

Недостатки

У любой системы есть свои минусы. Субфранчайзинг – не исключение:

  • могут начать страдать стандарты сети;
  • многое зависит от подхода к работе субфранчайзера;
  • перед подписанием документов нужно изучить не только договор с субфранчейзером, но и соглашение между субфранчайзером и генеральным франчайзером, то есть без юриста не обойтись;
  • на предпринимательскую судьбу франчайзи влияют отношения между субфранчайзером и генеральным франчайзером.

Заключение

Итак, субфранчайзинг – это аналог субконцессии и довольно интересная схема вложения средств с богатым потенциалом. Она даёт возможность мелким региональным предпринимателям стать частью крупной транснациональной корпорации. Но чтобы не пожалеть о сделанном выборе, нужно очень внимательно изучать все документы.


Оценить:
4
После прочтения остались вопросы?

Максим КольцюкНапишите мне на почту, заполнив форму ниже, и я помогу разобраться в проблеме! Либо воспользуйтесь одним из следующих контактов:

Телефон: +7 (920) 740-24-75

Комментарии
CRM-система BuroBase

Попробуй бесплатно CRM для управления франчайзинговой сетью BuroBase - все в одном месте:

  • управляй своими франчайзи;
  • обучай команду внутри площадки;
  • планируй мероприятия;
  • следи за оплатой роялти.
Попробовать бесплатно
Тинькофф БизнесОткрыть Статьи по теме