Франчайзинг на сегодняшний день развивается очень стремительно, отовсюду мы слышим об этом направлении бизнеса. Такое развитие бренда предполагает, что в других городах будут открываться точки под известным именем, использующие бизнес-процессы владельца. Сегодня этот путь оказывается наилучшим и для франчайзера (владельца бренда), и для франчайзи (руководителей точек в регионах).
Для масштабирования бизнеса очень важно уделить должное внимание самому бренду. Ведь конечная цель бизнесмена – мощная и сильная сеть, а не 5-10-20 точек по стране с одинаковым названием. Франшиза дает определенные гарантии владельцу бренда, что стандарты и регламенты будут соблюдаться франчайзи, именно этот аспект создает единство среди офисов.
Сегодня мы поговорим, что такое франшиза на сегодняшний день, и как она работает, какие преимущества и недостатки заключаются в таком сотрудничестве. Также мы выясним, какие виды франчайзинга существуют сегодня и затронем все нюансы и тонкости этого бизнеса.
Начнем с того, что разберемся, что же значит термин «франшиза». Говоря простыми словами, франшиза в бизнесе – это комплекс прав, которыми начинает владеть покупатель после заключения договора. В этот комплекс обычно входят следующие элементы:
Давайте разберемся, как называют участников франчайзинговых отношений:
Если вам нужна помощь в подборе прибыльной франшизы или аудите выбранной – обратитесь ко мне, у меня большой опыт во франчайзинге, буду рад помочь!
Мои услуги Оставить заявкуРассмотрим небольшой пример. Иван, владелец магазина растений «Ромашка» добился больших успехов в своем регионе: у него открыто две собственные точки, которые окупились за короткий период и приносят по 1 млн руб чистой прибыли в месяц. Иван оформил все имеющиеся наработки во франчайзинговый пакет и зарегистрировал товарный знак в РосПатенте. Он запустил рекламу на свой сайт, после чего Василий решил купить франшизу «Ромашка».
Василий получил все документы, вместе с Иваном выбрал помещение для магазина. Сделал ремонт по бренд-буку, закупил первую партию товара со скидкой у поставщиков, которые предоставил Иван. Далее Василий нашел персонал и обучил его по методике Ивана. Спустя месяц произошло торжественное открытие точки, по всем вопросам Василий консультировался с Иваном и соблюдал все рекомендации.
Таким образом, рассмотренный пример демонстрирует механизм работы франчайзинга и доказывает, что соблюдать все рекомендации франчайзера чрезвычайно важно.
В нашей стране данные отношения на сегодняшний день регламентируются довольно слабо. Согласно гл. 54 Гражданского кодекса РФ, регламентировать франчайзинговые отношения призван договор коммерческой концессии. В данной главе 14 статей, которые затрагивают лишь общие вопросы работы по франшизе. Таким образом, в договор могут быть включены любые положения, не противоречащие ГК РФ.
Обратите внимание, что такая свобода может сыграть злую шутку. Поэтому при составлении или перед подписанием договора, я рекомендую проконсультироваться у грамотных юристов.
Теперь давайте разберемся, какие платежи предусматривает покупка франшизы. Первый – паушальный взнос. Это единоразовый платеж за вступление в сеть. В разных нишах паушальные взносы могут значительно отличаться. Ключевая задача франчайзера – показать ценность своего продукта и доказать, что это не «деньги за воздух».
Второй платеж – регулярные роялти-платежи. Эти платежи взимаются за право пользования брендом. В этой статье вы можете узнать, что такое роялти. Они могут быть установлены конкретной цифрой или рассчитаны в процентах от оборота. Некоторые бренды устанавливают «каникулы» на период открытия и запуска (2-3 месяца).
Также с франчайзи иногда дополнительно взимаются маркетинговые сборы. Эти платежи направлены на развитие бренда в целом и в каждом регионе отдельно. Владельцы брендов также непосредственно участвуют в продвижении.
Это чисто теоретический вопрос, но он часто появляется, поэтому мы решили дать на него ответ.
Можно сказать так:
Понятие франшизы в бизнесе и то, что нужно знать о ней, мы обсудили в предыдущем пункте. Теперь давайте поговорим о том, какие виды франчайзинга распространены на сегодняшний день.
Товарный франчайзинг. Пожалуй, самый распространенный вид франчайзинга. Работа по этому механизму дает франчайзи право продавать товары определенного бренда. В этом случае у франчайзера существует собственное производство и товары для продажи выпускаются только им. По статистике более 90% магазинов в мире работают именно по такой схеме.
Производственный франчайзинг. Этот вариант сотрудничества предполагает производство товаров конкретной торговой марки. Продукт производится исключительно по рецептуре и механизму франчайзера, после чего товары поставляются в розничные магазины для реализации.
Деловой франчайзинг. Право открыть бизнес внутри сети франчайзера, получив при этом лицензию на организацию бизнеса и все сопуствующие документы.
Обратите внимание, что в любом из вариантов франчайзер оставляет за собой право отслеживать качество работы своих партнеров, соблюдение корпоративных стандартов, регламентов и сервиса.
Положительных сторон открытия бизнеса по франшизе предостаточное множество. Ниже я перечислю их:
Согласитесь, с данными преимуществами сложно поспорить. Особенно принимая во внимание тот факт, что самостоятельно открывать бизнес – в разы сложнее. Например, подобрать помещение для наибольшей конверсии или найти уникальную рецептуру того или иного блюда в одиночку очень непросто. Кстати, недавно я писал подробно о плюсах и минусах франшизы, рекомендую ознакомиться.
Несмотря на внушительность списка преимуществ, у бизнеса по франшизе есть и некоторые недостатки:
Недостатков, очевидно, гораздо меньше. Однако их можно назвать и достоинствами. Ведь, соблюдая все рекомендации франчайзера, вы сможете добиться тех результатов, которых достиг сам владелец бренда.
Чтобы выбрать франшизу, нужно предусмотреть достаточное количество факторов. Чем детальнее вы проработаете данный вопрос, тем более обезопасите себя на дальнейший период сотрудничества.
Все вопросы необходимо решить «на берегу» - до подписания договора и оплаты паушального взноса. В дальнейшем вернуть деньги и расторгнуть договор будет гораздо сложнее, чем выяснить все вопросы заранее.