Задать вопрос
Логотип Бюрократ
Главная Для франчайзера Рассказываю, какие форматы франчайзинга существуют в России
13 май 2019 7 997

Рассказываю, какие форматы франчайзинга существуют в России

Статья посвящена разным форматам франчайзинга. В ней подробно освещается, какие именно форматы существуют сегодня, чем каждый из них выгоден для франчайзи и для франчайзера.

Франчайзинг может быть очень разным. И от того, какой именно вариант для вас окажется оптимальным, зависит многое. Поэтому стоит разобраться с тем, что вообще представлено на рынке. Существует довольно много видов франчайзинга, с которыми можно ознакомиться в моей статье.

Однако это ещё не всё! Ещё есть форматы франчайзинга, определяющие характер отношений между разными сторонами. И на них тоже следует остановиться подробнее.

Прямой франчайзинг

Одним из популярных форматов является прямой франчайзинг, который представляет собой классическую модель. По этой схеме франчайзер предоставляет второй стороне (франчайзи) право заниматься предпринимательством под своей торговой маркой. Подробнее суть прямого и обратного франчайзинга раскрыта в этой статье.

Выгода для франчайзи в таком формате

При сотрудничестве по этой схеме франчайзи получит серьёзный опыт, сможет при желании в дальнейшем самостоятельно развиваться как предприниматель. Разумеется, ему нужно будет в таком случае открывать собственную торговую марку и не использовать ноу-хау франчайзера. Тем не менее понимание ключевых бизнес-процессов в той или иной сфере никто у предпринимателя не отнимет. Кроме того, он получит:

  • готовую бизнес-схему;
  • поддержку от франчайзера на начальных этапах;
  • возможность до определённой степени контролировать происходящее на своей точке;
  • постоянный доход.

Выгода для франчайзера в таком формате

Прямой франчайзинг выгоден и для франчайзера. Правда, если подойти к развитию бизнеса осторожно и вдумчиво. Сначала компания должна состояться, чтобы стало понятно, что конкретный способ заработка действительно способен приносить прибыль. Также нужно отработать бизнес-процессы, чтобы их можно было передать франчайзи.

Выгода франчайзера:

  • отличная возможность заработать на паушальном взносе, а также на роялти;
  • расширение сети без вложений;
  • улучшение положения бренда на рынке;
  • рост общей стоимости компании.

Обратный франчайзинг

Существует также и обратный франчайзинг (узнать о нём больше можно здесь). Фактически, в рамках данной схемы основной контроль остаётся у франчайзера. От партнёра ему нужны преимущественно денежные вложения. Именно франчайзер подыскивает точку, нанимает персонал, готовит всё к открытию. Франчайзи за финансовые вливания получает определённый процент от дохода.

Выгода для франчайзи в таком формате

Обратный франчайзинг встречается чаще, чем может показаться на первый взгляд. Это довольно выгодный вариант для новичков, которые боятся потерять деньги из-за ошибок. В подобной ситуации риск сводится к минимуму. И для старта опыт здесь не требуется, поскольку от франчайзи мало что зависит.

Выгода для предпринимателя в таком формате состоит в следующем:

  • минимальный риск;
  • выше гарантия дохода;
  • больше стабильность;
  • возможность сотрудничества с крупной и известной корпорацией (многие серьёзные игроки на рынке франчайзинга работают именно по данной схеме, опасаясь за репутацию).

Выгода для франчайзера в таком формате

Обратный франчайзинг выгоден и франчайзеру. Преимущества этого формата для него:

  • привлечение средств с сохранением полного контроля над сетью;
  • уменьшение репутационных рисков;
  • проще гарантировать соблюдение единых стандартов;
  • легче впоследствии выкупить долю у франчайзи, если возникнет такая необходимость;
  • новая точка быстрее достигает безубыточности;
  • проще планировать расходы и доходы;
  • часто выше прибыль.

Субфранчайзинг

Существует также такой формат как субфранчайзинг. В его рамках между франчайзером и франчайзи появляется третье звено, то есть субфранчайзер. По отношению к первому он выступает в качестве франчайзи, а по отношению ко второму, соответственно, в роли франчайзера.

Этому лицу передаются определённые полномочия, которые позволяют контролировать расширение сети на конкретной территории. Такой формат даёт возможность следить за соблюдением стандартов бренда в регионах и в то же время учитывать местную специфику, что франчайзер в силу удалённости далеко не всегда способен обеспечить.

Выгода для франчайзи в таком формате

Сотрудничество франчайзи с субфранчайзером в принципе происходит по стандартной схеме. Ключевое отличие – в договоре: права и обязанности перераспределяются между двумя франчайзерами. Поэтому к заключению соглашения нужно подойти максимально внимательно и обязательно дать опытным юристам тщательно изучить контракт.

Такой формат выгоден для франчайзи следующим:

  • он получает возможность стать членом огромной международной команды;
  • вероятность того, что удастся выйти на уровень безубыточности, довольно высока;
  • можно рассчитывать на двойную поддержку;
  • в силу того, что франчайзеров два, гарантий получается намного больше;
  • уникальный опыт.

Выгода для франчайзера в таком формате

Субфранчайзинг позволяет развивать компанию в разных странах и при этом учитывать региональную специфику. Разумеется, выходить на такой формат нужно на определённом этапе развития фирмы, когда накоплен соответствующий опыт, есть достаточно известный бренд.

Подобное решение даёт определённую выгоду как главному франчайзеру, так и субфранчайзеру. Давайте рассмотрим, что они получат.

Выгода основного франчайзера:

  • возможность выйти на региональный рынок с минимальными рисками;
  • освобождается время;
  • отпадает необходимость контролировать всех франчайзи;
  • можно делегировать полномочия и снять с себя нагрузку;
  • дополнительная прибыль при минимальном участии.

Выгода субфранчайзера:

  • можно получать прибыль и как франчайзи, и как франчайзер;
  • уникальный опыт;
  • контроль над развитием бренда в конкретном регионе.

Мастер-франчайзинг

По своей специфике этот формат во многом напоминает субфранчайзинг. Здесь, например, тоже есть третья сторона, очень похожие взаимоотношения. Однако ключевое отличие состоит в том, что мастер-франчайзи получает намного больше полномочий. Фактически, он контролирует всю ситуацию в определённом регионе или даже стране. И в то же время у конечного франчайзи нет возможности предъявить претензии к основному франчайзеру, если начнутся проблемы.

Выгода для франчайзи в таком формате

Для начала сотрудничества желателен хотя бы минимальный предпринимательский опыт. Впрочем, многое зависит от сферы и от самой компании.

Выгода для франчайзи:

  • поскольку формат позволяет учитывать региональную специфику, риски уменьшаются;
  • больше гарантий получить прибыль;
  • уникальный опыт и возможность стать членом известной команды.

Выгода для франчайзера в таком формате

Мастер-франчайзинг характерен для крупных транснациональных корпораций, чьи руководители в принципе не способны сами следить за развитием сети. Этот формат имеет смысл для уже серьёзно развившейся фирмы.

Выгода для основного франчайзера:

  • минимальные риски;
  • возможность отстраниться от развития сети в конкретной стране или регионе;
  • возрастание прибыли.

Выгода для «мастера»:

  • полный контроль над происходящим в определённом регионе;
  • увеличение прибыли;
  • уникальный опыт по развитию сети.

Существует много разных форматов франчайзинга. Так что у вас есть полная возможность выбрать вариант, который будет оптимальным именно для вас.

Остались вопросы?

Максим Кольцюк

Напишите мне на почту, заполнив форму ниже, и я помогу разобраться в проблеме!
Либо воспользуйтесь одним из следующих контактов:

Максим Кольцюк – управляющий партнер компании «Бюрократ»
Максим Кольцюк управляющий партнер ООО «Бюрократ»
Заполните