Статья посвящена разным форматам франчайзинга. В ней подробно освещается, какие именно форматы существуют сегодня, чем каждый из них выгоден для франчайзи и для франчайзера.
Франчайзинг может быть очень разным. И от того, какой именно вариант для вас окажется оптимальным, зависит многое. Поэтому стоит разобраться с тем, что вообще представлено на рынке. Существует довольно много видов франчайзинга, с которыми можно ознакомиться в моей статье.
Однако это ещё не всё! Ещё есть форматы франчайзинга, определяющие характер отношений между разными сторонами. И на них тоже следует остановиться подробнее.
Одним из популярных форматов является прямой франчайзинг, который представляет собой классическую модель. По этой схеме франчайзер предоставляет второй стороне (франчайзи) право заниматься предпринимательством под своей торговой маркой. Подробнее суть прямого и обратного франчайзинга раскрыта в этой статье.
При сотрудничестве по этой схеме франчайзи получит серьёзный опыт, сможет при желании в дальнейшем самостоятельно развиваться как предприниматель. Разумеется, ему нужно будет в таком случае открывать собственную торговую марку и не использовать ноу-хау франчайзера. Тем не менее понимание ключевых бизнес-процессов в той или иной сфере никто у предпринимателя не отнимет. Кроме того, он получит:
Прямой франчайзинг выгоден и для франчайзера. Правда, если подойти к развитию бизнеса осторожно и вдумчиво. Сначала компания должна состояться, чтобы стало понятно, что конкретный способ заработка действительно способен приносить прибыль. Также нужно отработать бизнес-процессы, чтобы их можно было передать франчайзи.
Выгода франчайзера:
Существует также и обратный франчайзинг (узнать о нём больше можно здесь). Фактически, в рамках данной схемы основной контроль остаётся у франчайзера. От партнёра ему нужны преимущественно денежные вложения. Именно франчайзер подыскивает точку, нанимает персонал, готовит всё к открытию. Франчайзи за финансовые вливания получает определённый процент от дохода.
Обратный франчайзинг встречается чаще, чем может показаться на первый взгляд. Это довольно выгодный вариант для новичков, которые боятся потерять деньги из-за ошибок. В подобной ситуации риск сводится к минимуму. И для старта опыт здесь не требуется, поскольку от франчайзи мало что зависит.
Выгода для предпринимателя в таком формате состоит в следующем:
Обратный франчайзинг выгоден и франчайзеру. Преимущества этого формата для него:
Существует также такой формат как субфранчайзинг. В его рамках между франчайзером и франчайзи появляется третье звено, то есть субфранчайзер. По отношению к первому он выступает в качестве франчайзи, а по отношению ко второму, соответственно, в роли франчайзера.
Этому лицу передаются определённые полномочия, которые позволяют контролировать расширение сети на конкретной территории. Такой формат даёт возможность следить за соблюдением стандартов бренда в регионах и в то же время учитывать местную специфику, что франчайзер в силу удалённости далеко не всегда способен обеспечить.
Сотрудничество франчайзи с субфранчайзером в принципе происходит по стандартной схеме. Ключевое отличие – в договоре: права и обязанности перераспределяются между двумя франчайзерами. Поэтому к заключению соглашения нужно подойти максимально внимательно и обязательно дать опытным юристам тщательно изучить контракт.
Такой формат выгоден для франчайзи следующим:
Субфранчайзинг позволяет развивать компанию в разных странах и при этом учитывать региональную специфику. Разумеется, выходить на такой формат нужно на определённом этапе развития фирмы, когда накоплен соответствующий опыт, есть достаточно известный бренд.
Подобное решение даёт определённую выгоду как главному франчайзеру, так и субфранчайзеру. Давайте рассмотрим, что они получат.
Выгода основного франчайзера:
Выгода субфранчайзера:
По своей специфике этот формат во многом напоминает субфранчайзинг. Здесь, например, тоже есть третья сторона, очень похожие взаимоотношения. Однако ключевое отличие состоит в том, что мастер-франчайзи получает намного больше полномочий. Фактически, он контролирует всю ситуацию в определённом регионе или даже стране. И в то же время у конечного франчайзи нет возможности предъявить претензии к основному франчайзеру, если начнутся проблемы.
Для начала сотрудничества желателен хотя бы минимальный предпринимательский опыт. Впрочем, многое зависит от сферы и от самой компании.
Выгода для франчайзи:
Мастер-франчайзинг характерен для крупных транснациональных корпораций, чьи руководители в принципе не способны сами следить за развитием сети. Этот формат имеет смысл для уже серьёзно развившейся фирмы.
Выгода для основного франчайзера:
Выгода для «мастера»:
Существует много разных форматов франчайзинга. Так что у вас есть полная возможность выбрать вариант, который будет оптимальным именно для вас.