22 января 2018 2 121
Логотип компании Бюрократ

Регистрация договора франчайзинга или как не попасть в ловушку банкротства?

Ст. 1028 ГК РФ устанавливает, что договор коммерческой концессии (франчайзинга) должен быть зарегистрирован в Роспатенте. К сожалению, далеко не все предприниматели, заинтересованные в приобретении франшизы, знают об этом положении, в результате чего они легко попадают в ловушку. Франшиза без регистрации делает ее приобретателя потенциальным банкротом.

Регистрация договора коммерческой концессии

Давайте рассмотрим, как проходит регистрация договора франчайзинга, какие последствия могут наступить при нарушении правил, и как должен выглядеть договор коммерческого франчайзинга. Поехали.

Договор франшизы: документ, без которого нельзя построить бизнес

Договор коммерческой франшизы – документ, который регламентирует взаимоотношения сторон: франчайзера и франчайзи. Одна сторона предоставляет другой комплекс прав на нематериальные объекты, другая обязуется оплачивать их в установленном документом порядке.

Форма договора: только письменная.

Регистрация договора концессии: проводится Роспатентом, является обязательной процедурой.

Сроки договора франчайзинга: устанавливаются в документе.

Права: на торговые марки, ноу-хау, деловую репутацию, коммерческое наименование.

Выгода для франчайзера:

  • не нужно открывать новые филиалы;
  • возможность расширить сеть/географию бренда без вложений;
  • новый вид заработка.

Выгода для франчайзи:

  • готовый бизнес без этапа развития;
  • получение опыта и знаний по управлению бизнесом;
  • готовая база клиентов;
  • высокий % продаж с самого начала за счет раскрученного бренда.

Где применяется: продажа товаров/предоставление услуг самого различного направления. Это может быть:

  • медицина (медцентры, лаборатории, диагностические центры);
  • розничная/оптовая продажа (одежда, продукты питания, косметика);
  • строительство (ремонт квартир/офисов, отделка стен, строительство загородных домов);
  • юридические услуги;
  • туризм (организация туров и экскурсий);
  • сфера общепита (кафе, рестораны, антикафе);
  • образование (языковые школы, частные образовательные школы, лицеи);
  • фотостудии и так далее.

Договор франчайзинга и коммерческой концессии: в чем разница?

Регистрация договора коммерческой концессии

Договоры коммерческой концессии и франчайзинга на самом деле – это 2 разные вещи. Объясню, почему.

  1. Договор коммерческой концессии (франшизы) – это документ, которым устанавливаются условия и порядок передачи комплекса исключительных прав. То есть прав на объекты, которые нельзя потрогать, пощупать, обнять и посмотреть на них. Это деловая репутация, ноу-хау и прочие невидимые, но очень дорогостоящие вещи.
  2. Договор франшизы – это документ, который устанавливает порядок и условия взаимоотношений между сторонами касаемо бизнеса. Стороны договора франчайзинга взаимодействуют следующим образом: одна сторона берет на себя определенные обязательства, направленные на пользу и благо другой стороне, за что последняя должна расплатиться в установленном договором порядке.

На первый взгляд, разница не особо видна. К тому же, я практически уверен, что «неюристам» это сложно скучно читать. А теперь давайте переведем все выше написанное на человеческий язык.

Суть разницы в договоре коммерческой концессии (ДКК) и договоре франчайзинга следующая: франшиза – это не всегда ДКК!

Соответственно, если договор коммерческой концессии – это всегда франчайзинг, то договор франчайзинга – это не всегда договор коммерческой концессии. Договоров в франчайзинге может быть несколько видов, и ДКК – это всего лишь один из них!

Надеюсь, что я вас не запутал.

Ок, идем дальше. Давайте рассмотрим разницу в договорах коммерческой концессии и договорах франчайзинга на примере.

Итак, давайте представим себе ресторан «Морской Инфант», где вся пища готовится на основе морепродуктов. Владелец придумал и запатентовал интересное ноу-хау, которое его выгодно отличает от конкурентов – пища готовится на определенном огне с добавлением морских солей и уникальных специй, сделанных на основе водорослей. Посетителей хоть отгоняй, ресторанчик быстро перерос в разряд элитных, где все блюда меню реально стоят своих денег.

Тут наш владелец решил расширяться, и, чтобы лишний раз не тратиться – применил систему франчайзинга. Своим потенциальным партнерам он предлагает:

  • заключить ДКК, по которому предприниматель получает ВЕСЬ комплекс исключительных прав: деловую репутацию, секрет готовки с добавлением водорослей, наименование ресторана, право на торговый знак;
  • заключить лицензионное соглашение, по которому приобретатель получает ТОЛЬКО право на использование ноу-хау;
  • заключить агентский договор, по которому открытие ресторана в другом городе полностью спонсирует франчайзер, а другая сторона берет в свои руки бразды управления.

Я думаю, вы уже поняли разницу между ДКК и договором франчайзинга. На основе вышеперечисленного можно сделать вывод, что франчайзинг подразумевает использование различных видов договоров. Кстати, общий признак для всех видов сделок: во всех случаях должна осуществляться регистрация договора франшизы.

Права и обязанности сторон в франчайзинге

Стороны договора в франчайзинге – это ВСЕГДА! предприниматели/юридические лица. Никогда сторонами не могут выступать физлица – простые граждане.

Условия сделки предусматривают определенное предложение, которое делает одна из сторон. Другая должна за него расплатиться. Предложение может заключаться в следующих пунктах:

  • консультирование;
  • помощь на всех этапах развития;
  • проведение рекламных акций;
  • обучение;
  • решение проблем с бухучетом;
  • предоставление готового бизнес-плана;
  • инструкция по руководству;
  • помощь в поиске и обучении персонала.

И, разумеется – передача комплекса или определенного права на объект нематериальной собственности.

Давайте еще рассмотрим права и обязанности сторон франчайзинга. Их нельзя назвать 100%-ными, каждый договор имеет массу своих нюансов. Тем не менее, они общие. Права сторон

На что имеет право франчайзер?

  • На осуществление контроля за ведением деятельности другой стороной.
  • На оспаривание сомнительных действий франчайзи.
  • На продление сроков договора, если будут отсутствовать возражения.
  • На обращение в суд в случае грубых нарушений условий договора.

На что имеет право франчайзи?

  • На расторжение договора в случае нарушений договоренностей со стороны франчайзера.
  • На расторжение сделки в случае банкротства или ликвидации компании франчайзера и на выплаты компенсации (если это предусмотрено в положениях).
  • На право расторгнуть договор досрочно.
  • На помощь и поддержку франчайзера.

Обязанности франчайзера и франчайзи

Обязанности франчайзера:

  • Зарегистрировать все передаваемые нематериальные активы.
  • Зарегистрировать договор франчайзинга.
  • Оказывать помощь в развитии.
  • Контролировать развитие нового объекта.

Обязанности франчайзи:

  • Своевременно оплачивать все платежи.
  • Следовать руководству и инструкциям.
  • Обращаться к франчайзеру в непонятных ситуациях.
  • Не разглашать конфиденциальные данные.

Какие особенности и недостатки имеют договоры франшизы: примеры, реалии современного бизнеса

Договор франчайзинга имеет все же ряд недостатков и особенностей, несмотря на то, что по сравнению с другими видами бизнеса франшиза смотрится гораздо выгоднее. Давайте рассмотрим, о чем идет речь.

Особенности современных франшиз

Вы основательно подготовились франчайзингу, привлекли высококлассного юриста, проверили рынок и считаете себя на 100% защищенным? Не рекомендую расслабляться раньше времени.

  1. Если вы франчайзи – вы будете полностью зависеть от стабильности франчайзера. И наоборот, если вы – франчайзер, и по каким-то причинам разорились, будьте готовы к выплате компенсаций вашим франчайзи. Разумеется, если последние позаботились об этом, и прописали данный пункт в договоре.
  2. Наше законодательство несовершенно. Если франчайзер каким-то образом нарушил ваши права – будьте готовы к длительным судебным тяжбам. Также этот совет актуален и для франчайзеров – помните, даже достигнув идеала в содержании договора, ваш франчайзи может признать договор ничтожным. Через суд. А чтобы доказать, что он неправ – вам придется пройти не через один апелляционный суд.
  3. Вы будете неразрывно связаны со своим партнером, и ваша репутация будет зависеть от действий другой стороны. Соответственно, если накосячит франчайзи, то тень упадет и на франчайзера. Если же дел натворит франчайзер, то у франчайзи могут серьезно упасть продажи. Это та вещь, к которой следует быть готовым в франчайзинге.

Недостатки франчайзинга

О каких же минусах идет речь?

  1. Строгое следование руководству и инструкциям. Если вы – франчайзи, будьте готовы отчитываться за каждый свой шаг.
  2. Необходимость контроля. Вы – франчайзер, и решили отпустить созревшего птенчика на свободу? Забудьте о спокойных снах. Ваша задача – контролировать все действия франчайзи. Помните, за его ошибки придется расплачиваться не только вам, но всем участникам франчайзинговой системы.
  3. Разглашение коммерческой тайны. Честность – это очень хорошее качество, но и крайне редкое. Будьте готовы, что однажды ваш франчайзи просто откроет свой бизнес с использованием ваших секретных ноу-хау.
  4. Затраты. Это, скорее, относится к франчайзи. Вам придется платить не только франчайзеру, но и вкладываться в франшизу.

Регистрация договора коммерческой концессии в Роспатенте: как это происходит в реальности?

Как мы уже узнали выше, процедура является обязательной, что регламентируется в ст. 1028 ГК РФ. Соответственно, ее не избежать.

Как это работает, в каком порядке проходит регистрация договора коммерческой концессии? Все очень просто – берем договор, и отправляемся в Роспатент.

По срокам процедура занимает порядка 2 месяца. Не меньше.

Сколько это стоит? За регистрацию договора коммерческой концессии будьте готовы уплатить от 16 000 рублей. Это стоимость одного товарного знака. Если же вы хотите зарегистрировать дополнительные свидетельства – то за каждое из них вам придется доплатить еще. Суммы указаны на официальном сайте Роспатента, и вы без проблем найдете необходимые вам прайсы.

Интересно, что большинство франчайзеров предпочитает обходить обязательную регистрацию коммерческой концессии. Наиболее распространенная причина – отсутствие регистрации на товарный знак (кстати, данная процедура требует времени около 1-го года). Предприниматели – люди дела. Они не любят ждать. Это в итоге выливается в судебные иски и признание ДКК или иных видов договоров в франчайзинге ничтожными.

Как происходит расторжение после государственной регистрации договора концессии? По законодательству инициатором расторжения может стать владелец товарного знака. Если договор не имеет установленных сроков действия, то со стороны франчайзи существует возможность подать запрос на выход.

Сроки такого запроса составляют как минимум 6 месяцев до момента расторжения. Если заключение происходило в срочном порядке (что указано в договоре), то заявку можно подать за 2 недели до расторжения.

Интересно, что договор может расторгаться и в одностороннем порядке. Но только в случае, если положения об этом есть в договоре. Современные реалии показывают, что такие договоры в франчайзинге практически не заключаются.

Как проходит изменение условий после государственной регистрации договора коммерческой концессии? Изменение положений в документе возможно только после уплаты государственной пошлины. Ее размеры варьируются в зависимости от объекта, который вы хотите зарегистрировать.

Например, регистрация заявки на регистрацию товарного знака обойдется в сумму 2700 рублей. Если же вы хотите расширить деятельность, то будьте готовы добавить еще 5000 рублей. Точно сказать о стоимости здесь нельзя, каждое регистрационное действие в Роспатенте будет иметь свою цену.

Когда договор франчайзинга является необходимостью: примеры

Петя – владелец 2-х супермаркетов под названием «Щедрая Русь». В магазинах продаются только свежие продукты и сельскохозяйственная продукция без химикатов. К Пете обратились 2 молодых предпринимателя:

  1. Предприниматель Иван хочет построить в соседнем городе свой маркет, который бы продавал свежую молочную продукцию из ближайших сельских ферм. Он хочет набраться опыта у Пети, а также узнать некоторые тонкости поставок.

    Нужна ли Ивану франшиза? Нет. Иван не хочет «Щедрую Русь», Иван хочет «Молочную Россию». Ему просто необходимо немного подучиться. Иван умный. Он понимает, что на курсах от гуру бизнеса в дешевых костюмах ему преподадут только общие знания. Ценный опыт есть только у матерых предпринимателей. Например, у Пети.

    Максимум, что стороны могут между собой заключить – клиентский договор на оказание определенных услуг. Петя учит Ивана, Иван платит Пете. И это никак не франшиза.

  2. Предприниматель Николай хочет в своем городе, в 100 км от Петра открыть отделение «Щедрой Руси». Его интересуют все винтики и шурупы бизнеса изнутри, он стремится понять всю систему. Но в то же время Николай понимает, что без поддержки Петра он не построит такую же систему, у него попросту не хватит опыта.

    Нужна ли Николаю франшиза? Обязательно. Причем не лицензионное соглашение или другой вид, а именно – договор коммерческой концессии.

Образец договора франчайзинга

Договоры франчайзинга, как уже упоминалось выше, могут иметь самые различные виды, но сегодня давайте остановимся на наиболее распространенном – договоре коммерческой концессии. Ниже вы сможете ознакомиться с образцом документа.

Посмотреть в полном размере с текстовом формате.

Образец договора коммерческой концессии
Оценить:
1
После прочтения остались вопросы?

Максим КольцюкНапишите мне на почту, заполнив форму ниже, и я помогу разобраться в проблеме! Либо воспользуйтесь одним из следующих контактов:

Телефон: +7 (495) 221-89-91

Комментарии