Окунуться в мир бизнеса и почувствовать себя Доном Корлеоне франчайзинга мечтает, пожалуй, каждый предприниматель, который все еще является новичком или вовсе хочет попробовать себя в другой нише. Желание понятное, и весьма почетное, но! Тут возникает другой вопрос – как не прогадать, выбирая франшизу?
Вы можете открыть любой поисковый сервис и ввести «Топ самых частых ошибок при покупке франшизы», выучив их практически наизусть. Да, вы можете также пойти на прием к маститым предпринимателям, которые за годы работы привыкли подписывать деловые документы с закрытыми глазами, которые уже с первого взгляда научились оценивать потенциал человека. Но даже они вам не скажут, на что обращать внимание при покупке франшизы. Почему?
Все очень просто: они просто никогда не были на вашем месте.
Если вам нужна помощь в подборе прибыльной франшизы или аудите выбранной – обратитесь ко мне, у меня большой опыт во франчайзинге, буду рад помочь!
Мои услуги Оставить заявкуЕсли вы действительно решили грамотно подойти к вопросу внедрения в мир франчайзинга – идите за советом к опытным людям. К экспертам. К тем, кто сам когда-либо выступал участником данного рынка. Отправиться к человеку, который создал свою компанию с нуля, никогда не продавал и не покупал франшиз – это все равно, что отправиться к владельцу жигуленка ВАЗ 2107 1989 года выпуска за советом, как выбрать Audi RS7 2016 года выпуска. Автомобилисты меня поймут.
Если вы хотите узнать, какие ошибки часто допускают франчайзи при покупке франшиз – почитайте статью «Покупка франшизы: плюсы и минусы бизнеса под известным брендом».
Итак, что должен знать каждый потенциальный франчайзи, на какие факторы ему обратить взор? Внимание, ликбез!
Франшизы могут иметь 2 различные направленности: дилерство и передача знаний. В первом случае вы будете попросту продавать продукцию вашего франчайзера, во втором – вы будете сами воспроизводить товар под брендом франчайзинга по его методикам.
Плюсы дилерского подхода: минимальные взносы или вообще отсутствие паушального взноса и роялти.
Плюсы интеллектуальной франшизы: получение актуальных и засекреченных знаний, которые позволят привлечь ЦА, и составить достойную конкуренцию в своем сегменте.
Например, если вы собрались печь пиццу на продажу, то необходимо определиться, хотите вы, чтобы франчайзер вам поставлял готовую продукцию для продажи, или же хотите получить уникальные знания, секрет оригинального способа выпечки. Лично я выбрал бы второе.
Большинство франшиз требуют довольно крупных вложений. Нет, не стоит думать, что паушальный взнос в размере 10 000 рублей + ежемесячный роялти в размере 5 000 рублей – это все ваши расходы. На самом деле еще потребуются инвестиции, в них как раз вся соль. Они могут достигать и 500 000 рублей, и 2-3 млн. рублей, и больше. Рассчитайте заранее, сможете ли вы все это вытянуть на своих многострадальных плечах.
И да, я бы не рекомендовал залезать в кредиты. Отдавать их придется в любом случае с %, вне зависимости, пошел ли у вас бизнес, или вы через полгода разорились.
Многие люди почему-то считают, что бизнес ни в коем случае не должен быть связан с предыдущей жизнью – что это переломный момент, который способен поднять человека на небывалые высоты. Я вас разочарую. Если вы, всю жизнь проработав инженером, вдруг решите, что медицинская лаборатория по забору анализов – это та вещь, которая сделает вас королем жизни, вы глубоко ошибаетесь.
В то же время, если вы всю жизнь мечтали стать врачом и надеть белый халат, если шприцы и тонометр снились вам по ночам, если ваши родители – представители благородной профессии, и вы выросли в такой семье, то почему бы и нет? Это вряд ли будет ошибкой при покупке франшизы. Рамок быть не может. Правило одно – делайте то, что вам нравится.
Перед вами наверняка будет стоять выбор – выбрать легкий бизнес, например, в сфере питания, или что-то посложнее. В первом случае вы столкнетесь с жесткой конкуренцией, во втором – с длительным процессом обучения и, возможно, с периодом безденежья.
Если есть возможность – выбирайте франшизы посложнее. В таком случае у вас практически не будет конкурентов. То, что нелегко строить, обычно легко находит своих клиентов. Бизнес по проторенной дорожке более привлекательный, но будьте готовы к тому, что вам придется бороться за каждого клиента.
К сожалению, на рынке франчайзинга нередки ситуации, когда франчайзеры конкурируют со своими же франчайзи. Фактически вы запросто можете приобрести франшизу по продаже сувениров, тогда как в вашем городе франчайзер уже будет иметь налаженный бизнес в этом же направлении. Еще один вариант – ваш франчайзер может, не разбирая, продавать свои франшизы в один регион или город, тем самым создавая жесткую конкуренцию.
Обязательно учитывайте эти риски при покупке франшизы. Переговорите со своим франчайзером, изучите условия договора, узнайте, кому еще была продана подобная франшиза. И да, меньше верьте словам без подтверждения.
Франшиза, где предусматривается работа только с определенным кругом поставщиков и производителей – это всегда огромный риск.
Готовы ли вы к таким рискам? Думаю, нет.
Это один из самых важных вопросов франчайзинга. В особенности – для тех, кто вообще мало что смыслит в приобретаемой франшизе. Купить готовый бизнес порой выгоднее и рентабельнее, чем действовать по франшизному договору. Если франчайзер по договору фактически не оказывает никакой помощи – забудьте о предложении. Вы попросту не вытянете + вы просто так заплатите деньги правообладателю.
Что входит в реальное обучение? Передача секретов производства, обучение по ведению бухучета, по подбору персонала, по корпоративной и внешней политике бренда. Если ваш франчайзер обещает только «экспресс-обучение за 2 дня» - не рискуйте.
Расскажите ее через эту форму, мы изучим материалы и свяжемся с вами для уточнения деталей.
Поделиться историей