Обязательным элементом любой франчайзинговой сети являются стандарты и регламенты. Для каждого бизнеса они могут быть своими и значительно отличаться в зависимости от характеристик сферы деятельности, однако то, что они должны присутствовать в обязательном порядке, неоспоримо.
Обязательным элементом любой франчайзинговой сети являются стандарты и регламенты. Для каждого бизнеса они могут быть своими и значительно отличаться в зависимости от характеристик сферы деятельности, однако то, что они должны присутствовать в обязательном порядке, неоспоримо.
В связи с этим возникает вопрос обучения сотрудников каждой франчайзинговой точки. О том, как проводить обучение и проверять уровень знаний персонала, мы поговорим в этой статье.
После заключения договора франчайзинга следует множество шагов по запуску бизнеса франчайзи, один из которых – подбор и обучение персонала. Сначала обучение проходит сам франчайзи, как владелец бизнеса. Ему нужно понять все тонкости, нюансы и подводные камни, углубиться во все подробности бизнеса. Ведь бизнес без собственника, если и будет работать, то точно не на высоком уровне.
После этого можно приступать к поиску сотрудников для своей команды. Обычно подбирают персонал в несколько этапов:
Создание портрета вакансий франчайзером и размещение их на площадках интернет-рекрутмента.
Первичный отсев кандидатов франчайзи путем телефонного интервью.
Отбор 2-3 кандидатов на каждую должность.
Телефонное интервью франчайзера с отобранными кандидатами.
Личное собеседование франчайзи с кандидатами с использованием рекомендаций по проведению собеседования, тестирования и анкетирования от франчайзера.
Выбор одного из кандидатов и принятие им решения.
Обратите внимание, в любом случае перед проведением обучения потенциальный сотрудник должен подписать соглашение о неразглашении, поскольку данные, полученные в процессе обучения, являются конфиденциальными.
После этого в зависимости от сферы деятельности вашей компании можно либо проводить неоплачиваемое обучение и стажировку, либо оформлять сотрудника на работу с использованием комплекта документов от франчайзера.
Теперь поговорим о предмете обучения. В целом процесс обучения может быть разделен на несколько блоков.
Блок | Описание |
Бизнес-процессы | Наиболее важный и объемный блок. В зависимости от сферы деятельности туда могут быть включены теоретические положения, законодательная база, обучение работе с оборудованием и т.д. Обычно этот этап подразделяется на несколько. |
Стандарты и регламенты | Блок, который каждой компании должен помочь продемонстрировать эксклюзивность, является обязательным и очень важным. Он включает корпоративное приветствие, стандарты общения с клиентами, обработки обращений, проведения работ и т.д. |
Корпоративная форма одежды | Небольшой блок, в котором поясняются стандарты компании в области внешнего вида сотрудников. Каждый из команды должен знать, что допустимо, а что – нет. |
Тестирование и аттестация | Тестирование можно проводить после каждого этапа, особое внимание уделяя бизнес-процессам, а также стандартам и регламентам. В завершении сотрудники проходят итоговую аттестацию и получают сертификаты. |
При слове «обучение» у многих из нас, пожалуй, возникнет ассоциация со школьными и студенческими годами. Однако обучение франчайзи проходит в другом формате. Прежде всего потому, что каждый сотрудник понимает зачем ему это нужно и не старается увильнуть от обучения.
Если вы не предполагаете выезжать на запуск предприятия каждого франчайзи, то единственным вариантом обучения становится онлайн формат. Он предполагает самостоятельное изучение франчайзи отправленного материала и последующее решение контрольных вопросов.
Теоретический материал отправляется сотрудникам в электронном формате, после чего можно провести онлайн конференцию с разъяснениями, ответами на появившиеся вопросы для закрепления изученного материала. Вопросы для аттестации также высылаются сотрудникам на почту с четким дедлайном, а ответы отправляются ответным письмом.
Также сегодня есть возможность прохождения тестов в режиме реального времени с отведением определенного промежутка на каждый вопрос. Этот вариант является более привлекательным, ведь во время такого тестирования гораздо сложнее воспользоваться какими-либо источниками.
Данный формат предлагает очное обучение. Прежде всего офлайн обучение необходимо для тех сетей, которые предполагают работу с различного рода оборудованием. В режиме онлайн практически невозможно обучиться всем тонкостям настройки оборудования и работы с ним.
Офлайн обучение возможно в двух форматах:
Расходы на дорогу и проживание в этом случае либо ложатся на плечи франчайзи в качестве дополнительной статьи, либо уже заложены в паушальный взнос. Франчайзерам стоит об этом думать заранее, чтобы для партнеров не стало неожиданностью необходимость обучения и дополнительных расходов.
В наше время с хранением информации проблем не возникает. Технологии позволяют использовать разнообразные онлайн хранилища для этих целей: яндекс, google, mail.ru предусматривают облачные папки, в которых можно создать удобную для вас структуру.
В этом случае вы отправляете ссылку своим франчайзи для изучения информации, после чего проводите конференцию, например, по скайпу. А в заключении направляете ссылку на гугл форму, по которой доступно тестирование. Однако может возникнуть некоторые проблемы, например, материалы можно скопировать и отправить третьим лицам, при обновлении материалов все ссылки приходится отправлять заново и др.
Большую часть таких проблем позволит решить уникальная база знаний, разработанная командой Бюрократа - BuroBase. Благодаря этой разработке в одном месте можно содержать все материалы, у каждого франчайзи есть свои личные доступы к ограниченному контенту. Также BuroBase позволяет проводить тестирования и аттестации в режиме реального времени и отслеживать прогресс каждого из обучающихся.
За каждой базой знаний в BuroBase может быть закреплен менеджер, а техническая поддержка всегда готова помочь. Более того, если вы только начали описывать бизнес-процессы, вам смогут помочь опытные специалисты. Доступ к BuroBase возможен из любой точки мира, а материалы обновляются автоматически.
Таким образом, обучение франчайзи – очень важный этап, которым ни в коем случае не стоит пренебрегать. Именно корпоративные стандарты позволяют отличать одну компанию от другой. Поэтому, если хотите, чтобы о вас знали в каждом городе и смогли отличать от конкурентов, позаботьтесь об этом.