17 ноября 2017 503
Логотип компании Бюрократ

Самостоятельная разработка состава франшизы: ТОП вредных советов для франчайзера

«Он терпеть не мог вязнуть в мелочах. Его дело – прыгать с одной льдины на другую. А если льдина пошла трещинами, то он уже должен быть на следующей. Мелочи и трещины пусть дотирают подчиненные. Нельзя задерживаться, иначе уйдешь под воду. Надо бежать вперед».

Елена Котова. «Кодекс бесчестия»

В бизнесе никогда нельзя стоять на месте. Каждый успешный предприниматель знает, что ломать себя приходится чуть ли не ежедневно – конкуренты выпустили новый продукт? Нужно немедленно изучить предложение, мы сможем сделать лучше.

Клиент остался недоволен? Необходимо исключить жалобы в вышестоящие инстанции, разобраться, что пошло не так.

Снизился рост покупательской способности? О, это тревожный звоночек, стоит провести исследование на эту тему. И так далее, до бесконечности.

Любого предпринимателя – как собственника сети дилерских автосалонов, так и владельца 2-х точек с яйцами на рынке, можно сравнить с рискованным авантюристом, который постоянно вынужден перепрыгивать с льдины на льдину на бурной реке. Если однажды вам покажется, что вы выиграли джекпот, прыгнули на льдину размером с футбольное поле, которая может спокойно плавать по течению долгие годы – не расслабляйтесь. При первой же перемене обстоятельств ваше поле растает, и, не подготовив запасной аэродром, вы попросту окажетесь в критической ситуации.

Упаковка и продажа франшиз – это та мера, к которой прибегают предприниматели, достигнув точки стабильности. Многие пытаются скопировать модель франчайзинга у конкурентов, другие, долго не думая, просто делают по-своему, не привлекая к делу профессионалов. В обоих случаях франчайзеры натыкаются на весьма болезненные грабли, которые либо заставляют в итоге отказаться от идеи, либо вовсе ухудшают положение, и могут привести к разорению.

Я решил выложить ТОП вредных советов, по которым часто начинают действовать неопытные франчайзеры.

Что нужно для создания франшизы: вредные советы и рекомендации

  1. «Не надо никого слушать, лучше тебя никто не знает твой бизнес».

    В особенности этому совету рады мелкие предприниматели, которые в основном занимаются розничной торговлей. Они с радостью бросаются на амбразуры, главным принципом является слоган «Все сам!». Стоит ли говорить, что спустя полгода продаваемая франшиза – откровенно недоработана, к тому же, потенциальных покупателей на нее почти не наблюдается.

  2. «Минутка черной бухгалтерии: один пишем, два – в уме».

    Этому совету предпочитают следовать предприниматели, у которых вечно ведется подпольная война с налоговым органом. Решив заняться франчайзингом, такие «бизнесмены» вместо нормального обучения всем производственным и бухгалтерским процессам предпочитают учить неопытного франчайзи махинациям. Существует серьезный риск – связавшись с такой франшизой, вы рискуете в скором времени остаться без поддержки и на грани разорения, когда франчайзер разорится из-за судебного иска налогового органа.

  3. «Скачай образец договора с интернета, и не переплачивай юристу».

    Да-да, этим грешит чуть ли не половина всех франчайзеров – посчитав затраты на юридическое сопровождение упаковки бизнеса во франшизу, предприниматели идут путем наименьшего сопротивления – просто скачивают из интернета образец договора и используют его для своих франшиз. Стоит ли говорить о количестве судебных исков от франчайзи, которые в скором времени сыплются на голову экономного предпринимателя? Вместо того, чтобы изучить хотя бы разницу между лицензионным соглашением и договором концессии, «самсебеюрист» просто предпочитает скопировать первый попавшийся документ. Думаю, любой опытный юрист наведет вам как минимум 10 примеров из последней судебной практики о таких случаях.

    Интересно, что многие вовсе не заключают письменных договоров, а просто договариваются в устном формате, рискуя в итоге своими деньгами и временем.

  4. «Регистрация – лишняя трата времени».

    Согласно нормам Главы 54 ГК РФ, в которой регламентируются взаимоотношения в франчайзинге, регистрация состава франшиз – обязательное мероприятие, которое осуществляется в Роспатенте. Но вот беда – сотрудники ведомства откровенно придираются – требуют какие-то бумажки, документы на торговый знак, коммерческое название… и это заставляет многих предпринимателей просто подписывать договоры без какой-либо регистрации. К тому же, это достаточно нудная процедура, которая длится около 2-х месяцев, а «бизнес ждать не может».

    Регистрация в Роспатенте – это то, что нужно для открытия франшизы ОБЯЗАТЕЛЬНО, и ее отсутствие – это одна из самых частых причин судебных исков. Даже если вам удастся уговорить наивного франчайзи на такой формат взаимоотношений, он рано или поздно поймет, что его франшиза открыта на птичьих правах, и потребует признать сделку ничтожной.

  5. «Вот тебе стулья, вот тебе шкаф… какие еще ОИС?»

    ОИС (объекты интеллектуальной собственности) – это главный компонент франшиз. К сожалению, многие считают, что они лишь копируют способ ведения бизнеса у франчайзера, за что и должны платить. Но совершенно забывают, что франшиза – это, прежде всего, ОИС. То есть вы продаете бренд, марку, ноу-хау (да, ту технологию, которая позволяет вам опережать конкурентов), но никак не стулья, шкаф, оборудование и устный рассказ о разнообразии своих товаров.

    И да, ОИС должны подтверждаться документально, и быть зарегистрированными. Это те документы, которые нужны, чтобы открыть франшизу. Если у вас этого нет – вы продаете пустышку.

Упаковка франшизы под ключ: как понять, что бизнес готов к франчайзингу?

Нет, желание предпринимателя стать франчайзером – далеко не показатель готовности бизнеса. По каким факторам можно определить, что пришло время для привлечения партнеров?

  1. Насколько вы оригинальны?

    Представим, что вы – владелец ресторана «Три столетия». Нет, двух ресторанов. Ваша задача – понять, насколько ваши заведения отличаются оригинальностью от других. Например, если у вас подаются блюда высокого качества – это не оригинальность, это стандарт. Но, если у вас готовятся блюда по рецептам 300-летней давности, и при этом их состав остается загадкой для ваших конкурентов – это оригинальность.

  2. Насколько вы состоятельны?

    Если вы способны заказывать редкие ингредиенты своевременно, ваши поставщики никогда не слышат в ответ «дайте отсрочку», а официанты никогда не заявляют посетителям «к сожалению, данное блюдо приготовлено быть не может по техническим причинам», то ваше финансовое положение – это то, что нужно для продажи франшизы. Но если вы перебиваетесь с хлеба на воду, и худо-бедно сводите концы с концами (лишь бы налоговая не нагрянула), то о франчайзинге пока думать рано. Помните, вашим партнерам нужны гарантии.

  3. Насколько вы востребованы?

    Безусловно, эксклюзивный ресторанчик, в котором за обед можно оставить среднюю месячную зарплату менеджера по продажам – это хорошая идея. Для большого города, мегаполиса. Но в регионах, скорее всего, 90% населения будут обходить вас стороной. Причина проста – им ваши угощения не по карману. Прежде, чем продавать франшизу в провинциальные города – исследуйте рынок нужного региона. Вполне может оказаться, что там больше востребованы чебуречные у вокзала, а не «Три столетия».

  4. Насколько вы готовы к расширению?

    Что нужно для франшизы? Правильно, прежде всего, оказание поддержки своим франчайзи. Если вы полагаете, что все происходит по принципу «утром деньги – вечером стулья» - вы глубоко ошибаетесь. Получив деньги, вам придется далее взаимодействовать с франчайзи, направлять его, контролировать и помогать. Если вы в Москве, а потенциальный партнер – во Владивостоке, хорошенько подумайте, сможете ли вы качественно поддерживать своего франчайзи через тысячи км. Тут 2 варианта – открывать региональные офисы по поддержке или делать все самому.

  5. Насколько вы готовы к привлечению профессионалов?

    Да, франчайзинг – это, прежде всего, постоянное взаимодействие с юристом. В частности, специалист вам подскажет, какие документы нужны для франшизы, где и как регистрировать все это, как составить договор, что там должно быть и так далее. Далее вам потребуются маркетологи, которые будут продвигать вашу франшизу. Если вы не готовы к таким затратам – откажитесь от этой идеи. Только не экономьте на специалистах.

    По этому поводу есть замечательные слова:

    «Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать. Мы нанимаем толковых людей, чтобы они говорили, что делать нам».

    Стив Джобс

Оценить:
0
После прочтения остались вопросы?

Максим КольцюкНапишите мне на почту, заполнив форму ниже, и я помогу разобраться в проблеме! Либо воспользуйтесь одним из следующих контактов:

Телефон: +7 (495) 221-89-91

Комментарии