19 ноября 2017 407
Логотип компании Бюрократ

Внедрение механизмов защиты франшизы: что необходимо знать франчайзеру

Представьте себя в роли состоятельного предпринимателя, который решил, что пора передавать свои знания юным отрокам. И вот, с высоко поднятым флагом вы начали покорять бурное море франчайзинга. Проходит месяц, два, полгода, и вы совершенно четко понимаете, что мало дать партнеру удочку и отправить ловить свою рыбу.

НЕТ! Нужно еще и позаботиться о том, чтобы новоявленный партнер не сломал вашу удочку, исчезнув с горизонта, не присвоил ее себе, и не подал на вас в суд за то, что вы не зарегистрировали процесс передачи удочки в государевых органах и ведомствах.

Так обычно и возникает необходимость защиты франшизы. Если вы – состоявшийся предприниматель, вы совершенно четко осознаете, что каждый должен заниматься своим делом. И защитить договоры в франчайзинге поможет только квалифицированный юрист.

Юридическая защита франшиз или что должен знать каждый бизнесмен, расширяя свою компанию?

Начиная свой бизнес, мало кто может твердо предполагать, что через энное количество лет у него будет 20-100 точек по всей стране, иностранные партнеры будут обивать пороги, а молодые предприниматели все чаще будут намекать на то, что хорошо бы вам поделиться своим опытом. Как правило, идея о франшизах возникает по принуждению, исходя из анализа сложившейся ситуации.

Но легкомыслие франчайзинг не прощает, и со временем каждый правообладатель понимает, что юридическая защита франшизы – это не заковыристое словосочетание, а суровая необходимость, обеспечивающая налаженность и процветание бизнеса.

В статье рассказываю, как правильно защитить франшизу. Правильно защитить франшизу может только высококвалифицированный юрист. У меня есть практический опыт в юридических аспектах франчайзинга, поэтому Вы можете обратиться ко мне за помощью в упаковке!

Мои услуги

Что дадут франчайзеру аудит франшизы и юридическая поддержка?

  1. Защиту от войны.

    Шучу, конечно. Но не стоит забывать, что в каждой шутке есть доля правды. И она заключается в том, что грамотно составленный договор фактически защитит вас от судебных исков в ближайшем будущем.

    Для тех, кто думает, что суд по договорам в франчайзинге – это нечто эфемерное, и никогда не коснется его лично, рекомендуем посмотреть судебную практику. В частности:

    • Решение по делу 33-10732/2016, принятое 15.06.2016, в Санкт-Петербургском горсуде;
    • Решение по делу 33-7313/2016, принятое 09.06.2016 Кемеровским облсудом;
    • Решение по делу 2-1108/2016, принятое 16.05.2016 Советским районным судом;
    • Решение по делу 2-1888/2016 ~ М-630/2016, принятое 01.03.2016 Верх-Исетским райсудом г. Екатеринбурга;
    • Решение по делу 33-967/2016, принятое 28.04.2016 Ивановским облсудом.

    Наши юристы рекомендуют: никогда не пользуйтесь шаблонами договоров, предоставленных на многочисленных сайтах в интернете. Также не стоит идти на поводу у ваших партнеров, скопировав их франшизные договоры. Помните, каждый бизнес индивидуален.

  2. Защиту от желания «срубить бабла». Защита франшизы

    Вы хотите заключать договоры с партнерами по принципу «Давай начинать, потом уже все формальности сделаем, только время терять!»? Откажитесь от такой тактики немедленно. Да, поначалу ваши партнеры с радостью будут вам потакать (а некоторые, особо одаренные – с предвкушением скорых денежек по решению суда). Но потом вы внезапно можете столкнуться с иском, поданным против вас. И он будет заключаться в требовании признать все ваши договоренности недействительными. И да, вы вынуждены будете в таком случае компенсировать затраты вашего франчайзи в денежном эквиваленте.

    Наши юристы рекомендуют: никогда не идите на поводу своих амбиций. Безусловно, оформление документов – это сложно, скучно и это потеря времени, НО! Процедура вас защищает на потом. Более того, она экономит ваши деньги.

  3. Защиту от капризов партнера.

    Конечно, если вы осуществляете косметические процедуры для клиентов, и ваш бизнес успешно развивается, то вам будет важно, чтобы ваш франчайзи полностью повторил модель вашего дела. Однако партнеры бывают разными – однажды вы с удивлением можете узнать, что где-то во Владивостоке под вашим брендом не только делают клиентам масочки и пилинги для лица, но и стригут, и укладывают им волосы. Естественно, первая реакция – звонок вашему франчайзи. А дальше что? Расторгать договор?

    Наши юристы рекомендуют: защитить франшизу поможет качественный анализ и индивидуальное составление – в договоре необходимо прописать не только базовые понятия, но и предусмотреть нестандартные ситуации. Примените штрафование, установите пени и неустойки. В случае несоблюдения партнером условий договора вы сможете с него стребовать денежные средства.

  4. Защиту от хищения объектов интеллектуальной собственности.

    Напомним, франшиза – это, прежде всего, передача комплекса исключительных прав на использование объектов интеллектуальной собственности. Да, это товарные знаки, ноу-хау и множество других фишечек, которые впоследствии дают возможность вашим франчайзи получать прибыль без первоначальной раскрутки. Но, согласитесь, ситуация, когда, ваш партнер расторгнул с вами договор, и начал производить свою продукцию, очень схожую с вашей, не редкость. И что делать с этим – вы не знаете.

    Наши юристы рекомендуют: во-первых, документы на все товарные знаки и другие ОИС должны быть оформлены должным образом. Во-вторых, необходимо позаботиться о возникновении таких ситуаций. Не знаете как – стучитесь к опытным юристам за проверкой франшизы, и коррекцией ее положений. Просто знайте – эти условия обязательно должны быть прописаны в договоре.

    Интересное дело о хищении объектов интеллектуальной собственности рассматривалось в Арбитражном суде Амурской области (Решение от 28 ноября 2013 г. по делу № А04-6315/2013). Так, ООО «Технологии продвижения» обратилось в суд с иском на ООО «Амурский журнальный холдинг» с требованием прекратить выпуск журнала, обложка, содержание и дизайн которого нарушали права интеллектуальной собственности правообладателя. Также истец предъявил исковые требования в размере 1000 000 рублей в качестве компенсации.

    Рассмотрев заключения экспертиз, доводы обеих сторон, суд постановил полностью удовлетворить требования истца.

  5. Защиту в процессе возникновения нетипичных ситуаций.

    Несвоевременная уплата роялти – это типичная ситуация. Тихая перепродажа франшизы без вашего ведома – нестандарт. Да, такие ситуации имеют место быть, и они должны быть предусмотрены в начальных документах. Вместе с наказанием, которое последует за такие действия.

    Наши юристы рекомендуют: вы можете предусмотреть в своем договоре порядок субфраншизы. В случае, если ваш партнер решит продать бизнес третьему лицу, в договоре будет расписан порядок и условия передачи. Также обязательно в договоре должно быть указано, что в случае осуществления субфраншизы ваш партнер обязан все осуществлять с вашего ведома и согласия. Защитить свои права в франшизе можно, только предусмотрев все важные положения. И без грамотного специалиста здесь не обойтись.

И в заключение хочу сказать несколько слов. Несмотря на то, что при содействии успешных юристов можно предусмотреть какие угодно ситуации, установить самые жесткие рамки для будущих франчайзи, выбирать только самых-самых проверенных партнеров, помните – вы все равно рано или поздно отправитесь в суд.

Хорошие идеи все равно будут воровать, и вы с этим ничего не сможете поделать. Будьте всегда готовы к защите своих прав через государственные инстанции, даже если у вас есть все основания полагать, что вы себя защитили по максимуму. По этому поводу есть замечательные слова:

«Не волнуйтесь о том, что кто-то крадет у вас дизайн. Беспокоиться стоит, когда это прекратят делать».

Джеффри Зельдман, издатель A List Apart.

Оценить:
0
После прочтения остались вопросы?

Максим КольцюкНапишите мне на почту, заполнив форму ниже, и я помогу разобраться в проблеме! Либо воспользуйтесь одним из следующих контактов:

Телефон: +7 (495) 221-89-91

Комментарии