Хорошо, когда бизнес работает сам на себя. Но еще лучше, когда прибыль приносит даже передача знаний о модели формирования вашего бизнеса. И что самое интересное – желающие купить вашу модель действительно есть. Правда, их необходимо еще и заинтересовать своим предложением.
Что значит «заинтересовать»? Допустим, у вас есть завод по производству пластиковых изделий. Если вы просто предложите кому-то франшизу по построению вашего завода – в лучшем случае предприниматель просто вас выслушает и даже где-то запишет это предложение. И все. Финита ля комедиа.
Так делать не надо.
Планируете продавать свой опыт? Отлично, в таком случае вам потребуется оформление франшизы. Да, это тот самый продукт, который вызовет у потенциальных партнеров интерес. Как это работает?
Представьте, что мы продаем вашу модель создания завода по пластиковым изделиям, но! Более грамотно – мы показываем договор франшизы, графики и подсчеты прибыли/расходов, инструкции по действиям франчайзи и, конечно же – все необходимые документы по передаваемым объектам интеллектуальной собственности.
Будьте уверены, на этот раз наш виртуальный предприниматель не только выслушает и запишет ваше предложение, но и начнет вам обрывать телефоны, а также – в самом скором времени запишется на прием, чтобы заключить соглашение. Вот почему оформление реально имеет значение.
Итак, что такое франшиза? Начну с банального: взаимоотношения в франчайзинге регламентируются Главой 54 ГК РФ. Нет, не стоит пугаться, когда вы увидите там дивное словосочетание «договор коммерческой концессии» - это и есть тот договор, которым регулируются отношения между франчайзером и франчайзи. В Российском законодательстве отсутствует понятие «договор франшизы».
Главное, с чем необходимо определиться – как вы будете действовать, профессионально или самостоятельно.
Если вам нужна помощь в упаковке бизнеса во франшизу – обратитесь ко мне, у меня большой практический опыт во франчайзинге, буду рад помочь!
Мои услуги Оставить заявкуВы должны знать, что помимо стандартного ДКК существуют еще договоры, которые хорошо подходят под оформление франшиз:
Казалось бы, почему не заключить обычный договор коммерческой концессии? Все очень просто – это документ о комплексной передаче исключительных прав, среди которых должно быть право на использование торгового знака. Проблема в том, что на регистрацию ТЗ уйдет не менее 1-го года. И далеко не все готовы ждать столько времени.
Договор коммерческой концессии обязательно необходимо регистрировать в Роспатенте. Эта процедура занимает еще 1-2 месяца. Без ТЗ ваш договор не смогут зарегистрировать.
Интересно! Многие франчайзеры поступают, мягко говоря, нелегально – они заключают со своими франчайзи ДКК, но не регистрируют его. Чем это плохо? Тем, в этих отношениях вы не будете защищены. Ваш франчайзи в любой момент может взбрыкнуть и подать на вас в суд. Документ признают недействительным, а вас заставят вернуть неудавшемуся предпринимателю все уплаченные им средства.
Например, возьмем дело из судебной практики ФАС Приморского края от 6 июня 2012 года по делу № А51-4947/2012. Так, с иском к ОАО «Международный Аэропорт Владивосток» обратилась ИП Борблик О.И. с просьбой признать заключенный между ними договор коммерческой концессии недействительным.
Рассмотрев все доводы сторон, суд счел требования предпринимателя законными, и удовлетворил иск полностью. Причина – договор так и не был зарегистрирован в Роспатенте.
И таких примеров – масса. Поэтому, если вы планируете продавать франшизы – позаботьтесь о защите своих интересов.
Давайте рассмотрим другие варианты договоров франшизы:
Если вы критически относитесь к своему уровню экспертности в юридических вопросах – обратитесь к грамотному специалисту. Помните, лучшая экономия – не браться за дела, в которых вы не понимаете.
Юрист поможет вам упаковать франшизу с правовой точки зрения, предоставит ряд консультаций по важным вопросам, и поможет осуществить процедуру оформления франшизы под ключ:
Не стоит думать, что договор франшизы – это несколько листков формата А4. Это документ в нескольких частях, которые условно можно разделить на:
Что обязательно должно содержаться в договоре?
Учтите одну деталь! Договор не является обязательным в том виде, в котором вы его предлагаете. У вашего потенциального партнера могут возникнуть дополнительные вопросы, пожелания, правки и редакции, что еще раз подтверждает необходимость юридического оформления франшизы. Специалист поможет вам внести такие правки с максимальной защитой ваших интересов.
Давайте еще отдельно обсудим нематериальные объекты (учитывая, что франшиза – это передача исключительных прав на их использование). Итак, поехали.