Задать вопрос
Логотип Бюрократ
ГлавнаяБизнес по франшизеРассказываю про мошенничество во франчайзинге
26 марта 2019 2 110

Рассказываю про мошенничество во франчайзинге

Активный рост и динамичное развитие рынка франчайзинга сопровождается, к сожалению, не только появлением интересных и работоспособных предложений. Вместе с ними появляются и мошенники, предлагающие франшизы-пустышки.

В интернете можно встретить множество отзывов, начинающихся словами: «Эта франшиза – развод!» Но важно суметь понять, происки ли это конкурентов или отзывы реальных людей. Сегодня мы поговорим о мошенничестве в области франчайзинга. Хочу обратить ваше внимание, что мои рассуждения будут основаны исключительно на опыте нашей компании.

Статистика обращений

Ежедневно в нашу компанию поступают обращения от обманутых франчайзи, которые хотят восстановить справедливость. Самое частое обращение в нашу компанию связано с возвратом паушального взноса. Причин для этого множество – о них мы поговорим чуть позже. А пока я расскажу о нашей статистике.

Ежемесячно мы получаем порядка 50 обращений с просьбой вернуть потраченные деньги. В среднем, обманутые предприниматели теряют около миллиона рублей. Учитывая то, что, покупая франшизу, бизнесмен рассчитывает на гарантированный успех, эти потери колоссальны.

Поскольку на сегодняшний день в России не хватает правовых механизмов регулирования отношений франчайзера и франчайзи, вернуть деньги бывает непросто, а в некоторых случаях и вовсе невозможно.

Именно поэтому мы предлагаем услугу аудита и подбора франшизы, а также анализа договора. Благодаря этим услугам, предприниматели еще до подписания договора узнают обо всех проблемах, которые могут возникнуть, что позволяет им сделать правильный выбор.

К тому же, опираясь на опыт нашей компании, можно утверждать, что франчайзеры предпринимают различные уловки, когда франчайзи пытается выйти из непродуктивного сотрудничества. О методах воздействия мы также поговорим чуть ниже.

Если вам нужна помощь в подборе прибыльной франшизы или аудите выбранной – обратитесь ко мне, у меня большой опыт во франчайзинге, буду рад помочь!

Мои услуги Оставить заявку

Виды обмана на франшизах

Как говорится, предупрежден – значит вооружен. Поэтому давайте рассмотрим основные виды мошенничества, которые распространены во франчайзинге.

  1. Отсутствие франчайзингового пакета.

  2. Общедоступная информация вместо ноу-хау.

  3. Деформация ключевых показателей.

  4. Незарегистрированный товарный знак.

  5. Отсутствие обещанной поддержки.

  6. Открытие других точек на эксклюзивной территории.

  7. Увеличение роялти в процессе работы.

Ниже мы поговорим о каждом виде мошенничества отдельно, а также рассмотрим способы, по которым можно распознать франчайзеров-мошенников.

Отсутствие франчайзингового пакета

Довольно распространенное мошенничество, но его достаточно легко распознать. Этим способом пользуются компании-однодневки, которые разрабатывают минимальный набор маркетинговых материалов (сайт, презентация, вымышленные отзывы и т.д.), чем и пользуются при продаже.

После заключения договора, франчайзер и его представители попросту пропадают, меняют телефон и ликвидируют юридическое лицо. А потом этот цикл повторяется, только вот у компании уже другое название, телефон и остальные данные.

Как распознать мошенников?

Обычно уличить в обмане такие компании довольно просто. Все, что нужно сделать – это проверить юридическое лицо и судебную историю. Попробуйте найти реальные предприятия, запущенные по такой франшизе, и, скорее всего, не найдете. Обычно эти мошенники размещают вымышленные адреса, по которым, фактически, офисов нет.

Общедоступная информация вместо ноу-хау

Пожалуй, самое популярное мошенничество на франшизах. Заключается оно в том, что на этапе доведения клиента до сделки, все очень и очень хорошо. С будущим франчайзи общаются по любым вопросам, много рассказывают и обещают «успешный успех».

После подписания договора счастливому франчайзи, который полон надежд на светлое и прибыльное будущее, передают набор разрозненных и простых документов, которые можно найти в общем доступе в интернете. По факту франчайзи приходится делать все самостоятельно и набивать свои шишки, хотя сама суть франчайзинга гласит обратное.

Как распознать мошенников?

В этом случае мошенничества поможет только общение с действующими и бывшими франчайзи. Не бойтесь спросить у представителя управляющей компании их контакты или ищите их в интернете. В процессе разговора говорите открыто, что планируете приобрести эту франшизу и поинтересуйтесь, всем ли доволен франчайзи. Также изучите статистику закрытых и открытых офисов.

Очень часто такие мошенники предлагают уникальные условия – например, огромная скидка на паушальный взнос (50 т.р. вместо 300 т.р.).

Деформация ключевых показателей

Очень часто встречаются случаи, когда франчайзер заведомо вводит потенциальных партнеров в заблуждение:

  • завышает уровень прогнозируемой прибыли;
  • занижает срок окупаемости проекта;
  • занижает уровень первоначальных инвестиций.

Все это должно сделать предложение более привлекательным и выделить его среди конкурентов, но на деле это удается далеко не всегда.

Как распознать мошенников?

Во-первых, всегда изучайте показатели бизнеса с сомнением, не принимайте их как постоянную величину. Посчитайте, сколько в вашем регионе будут стоить аренда, ремонт, закупка оборудования. Подумайте, сколько конкурентов в этой нише в вашем регионе. И, конечно, познакомьтесь с действующими франчайзи. Конечно, вряд ли они будут открыто обсуждать с вами финансовые показатели, но поинтересоваться, реальна ли финансовая модель, вы вполне можете.

Отсутствие обещанной поддержки

Поведение сотрудников управляющей компании в этом случае кардинально отличается до и после подписания договора. До заключения договора с потенциальным покупателем общается менеджер, отвечает на все вопросы, все рассказывает и постоянно на связи.

Как только вы подписываете договор, поведение становится другим. Менеджер отвечает только на «удобные» вопросы или вовсе не берет трубку. Могут не предоставить контакты подрядчиков, могут не помогать с оформлением разрешительных документов и т.д.

Как распознать мошенников?

В этом случае без совета действующих франчази не обойтись. Также поможет грамотный юрист в изучении договора – если в нем закреплена вся поддержка, которую должен оказывать франчайзер, бояться нечего.

Нарушение условий договора

В эту группу я решил объединить сразу несколько вариантов обмана франчайзи:

  • отсутствие зарегистрированного товарного знака (если указывалось, что он зарегистрирован;
  • увеличение роялти путем подписания дополнительного соглашения к договору;
  • открытие других точек на эксклюзивной, закрепленной за франчайзи территории.

Во всех этих случаях важно учесть, что вашу позицию будет крайне трудно отстоять, если данные моменты не были закреплены «на бумаге», то есть – в договоре. Поэтому, лучше заранее, в процессе изучения договора перед подписанием, выяснить – есть ли в нем все то, что вы обсуждали устно с представителем компании.

Если же договоренности были устными, отстоять свои права не получится. Как и уличить недобросовестного франчайзера в обмане до совершения сделки. Однако зарегистрирован ли товарный знак можно легко проверить, воспользовавшись единым реестром ФИПС.

Подведем итоги

Друзья, заключение договора франчайзинга – очень ответственный и важный шаг. Стоит понять, что подписывать любой документ, детально не изучив его, ни в коем случае нельзя! Чем больше информации будет у вас к моменту заключения сделки, тем более велики ваши шансы не оказаться обманутым.

Кстати, моя команда всегда готова помочь вам по всем вопросам проверки франшизы перед покупкой!

Остались вопросы?

Максим Кольцюк

Напишите мне на почту, заполнив форму ниже, и я помогу разобраться в проблеме!
Либо воспользуйтесь одним из следующих контактов:

Подпишитесь на ВКонтакте

Там вы найдете анонсы новых статей, новости, сможете задать вопросы.

Не сегодня
Подписаться
В начало
Максим Кольцюк – управляющий партнер компании «Бюрократ»
Максим Кольцюк управляющий партнер ООО «Бюрократ»
Заполните