Задать вопрос
Логотип Бюрократ
ГлавнаяБизнесРассказываю, чем отличается гайдлайн от брендбука
18 ноября 2019 453

Рассказываю, чем отличается гайдлайн от брендбука

Статья посвящена гайдлайну и брендбуку. В ней раскрываются отличия одного понятия от другого, уточняется, что именно в них входит, зачем они нужны.

Брендинг – это важная часть любой компании, без него невозможно себе представить развитие сети. А масштабирование бизнеса по системе франчайзинга само по себе подразумевает создание руководства по фирменному стилю. Очень важно, чтобы в нём было чётко и однозначно изложены основные ценности бренда. Причём большое значение имеет также понятная их передача.

Обычно для соответствующих целей используют брендбук и гайдлайн, но могут применять только что-то одно. Как франчайзеру, так и франчайзи очень важно разобраться в том, о чём идёт речь, чем одно отличается от другого.

Что такое брендбук

Под брендбуком обычно понимают документ, в котором описываются базовые ценности компании и основные способы донесения их до потребителя. В нём содержится то, что должно быть сохранено даже при ребрендинге. То есть такой документ описывает основу компании, ключевые принципы её взаимодействия с окружающими, её миссию.

В брендбук обычно входит следующее:

  • миссия бренда, основная идеология;
  • базовые ценности;
  • главная идея компании;
  • описание целевой аудитории и основных принципов взаимодействия с ней;
  • базовые моменты, касающиеся фирменного стиля и графического наполнения;
  • маркетинговая стратегия и продвижение;
  • идеология компании в плане выстраивания взаимоотношений с сотрудниками;
  • основные принципы внутрикорпоративной коммуникации.

При создании брендбука очень важно понимать, зачем он вообще нужен. Это:

  • основа для построения маркетинга в целом, причём далеко не только для визуальной её части;
  • инструмент для выстраивания позиционирования компании на рынке как таковой;
  • принципы, которыми будут руководствоваться все дизайнеры сети.

Франшиза обычно нацелена на какую-то конкретную целевую аудиторию. Если брендбук как таковой отсутствует, то может получиться так, что разные франчайзи будут по-своему трактовать рекламные кампании. Кто-то способен преподнести новинку как доступную, а кто-то – как премиальную, например. Всё это серьёзно осложняет продвижение сети на рынке, поскольку нет согласованности.

Именно согласованность брендбук и обеспечивает. Вот почему многие руководители крупных компаний настоятельно советуют своим сотрудникам постоянно сверяться с брендбуком, чтобы отчётливо понимать, остаётесь ли вы в рамках общей политики компании или уже вышли за её пределы.

Что такое гайдлайн

Гайдлайн – это техническое руководство по фирменному стилю, в котором довольно конкретно излагается информация по поводу того, как именно использовать визуальные элементы стиля. В основном данный документ создаётся для маркетологов и дизайнеров, однако может в целом адресоваться деловым партнёрам.

Гайдлайн иногда является частью брендбука, но способен быть и самостоятельным документом. В него включается следующее:

  • основы создания логотипа и всё, что касается его использования, допустимой адаптации применительно к носителям;
  • интерьер и экстерьер разных точек;
  • оформление упаковки, её параметры, данные о допустимом отклонении;
  • базовая информация по полиграфической продукции;
  • фирменные цвета;
  • всё, что касается шрифта, если он был разработан под конкретную компанию;
  • прочие графические элементы, если они есть.

Большое значение имеет понимание того, зачем нужен гайдлайн. При развитии бизнеса по франшизе создаётся для того, чтобы:

  • помочь франчайзи освоиться с фирменным стилем;
  • избежать неправильного использования логотипа, фирменных цветов и прочих визуальных элементов;
  • добиться единообразия в подходе;
  • упростить для франчайзи процесс запуска новой торговой точки.

Гайдлайн должен быть составлен максимально доступно. Очень важно, чтобы основная мысль легко передавалась, ведь франчайзи может быть человеком без специальной дизайнерской подготовки. И в то же время нельзя расписывать всё слишком конкретно, нужно оставить какое-то пространство для адаптации. Поэтому оптимальный вариант для гайдлайна – золотая середина.

Чем отличается брендбук от гайдлайна

Далеко не все франчайзеры понимают, что именно им нужно создавать, чем одно отличается от другого. Давайте разбираться.

Характеристика Брендбук Гайдлайн
Суть Описывает идеологию компании, основные принципы, миссию, цели. Содержит информацию по использованию графических элементов фирменного стиля.
Способ подачи Используется, как книга бренда, где все обобщено для сотрудников и клиентов. Может использоваться в виде сшитой книги и в электронном формате. Используется более конкретный способ донесения информации для определенных лиц. Передается также в электронном или бумажном виде.
Особенность Всегда является самостоятельным документом. Может быть как самостоятельным документом, так и частью брендбука.

По факту, брендбук намного шире гайдлайна. В него входят и общие принципы, и рекомендации по оформлению отдельных кабинетов, если в этом есть необходимость.

Франчайзер может решить создать брендбук или остановиться только на гайдлайне. Однако желательно иметь и то, и другое, поскольку так гораздо выше вероятность добиться взаимопонимания с франчайзи.

Обычно разработку таких документов поручают профессионалам. Это вполне закономерно, поскольку нужно не только очень хорошо разбираться в брендировании, но ещё и уметь доносить базовые принципы до потенциально неподготовленной аудитории.

Остались вопросы?

Максим Кольцюк

Напишите мне на почту, заполнив форму ниже, и я помогу разобраться в проблеме!
Либо воспользуйтесь одним из следующих контактов:

Максим Кольцюк – управляющий партнер компании «Бюрократ»
Максим Кольцюк управляющий партнер ООО «Бюрократ»
Заполните