Бизнес так или иначе сводится к продажам. Успех в нём во многом зависит от того, получится ли компании или индивидуальному предпринимателю привлечь к себе внимание, запомниться, выделиться. И в связи с этим огромное значение приобретает уникальное торговое предложение. Что это такое? Давайте разберёмся.
УТП или уникальное торговое предложение – это рекламная стратегия, которая была разработана специально для привлечения клиентов и повышения продаж. Изначально она являлась находкой Россера Ривза, известного американского специалиста по рекламе. Но впоследствии оказалась настолько востребованной, что стала органичной частью современного маркетинга.
В чём выражается УТП на практике? Представьте себе, что вы открываете интернет-магазин. Чем именно вы будете привлекать внимание? Отличный сервис, высокое качество и богатый ассортимент – это есть у всех. А вот если вы решите в рамках рекламы как УТП предложить, допустим, хендмейд в подарок, то тем самым вы сможете выделиться. Или если у вас окажется продукт, которого больше ни у кого не будет.
Учтите, что сама по себе уникальная услуга или неповторимый товар – это ещё не УТП. Если вы не начнёте их продавать, преподносить соответствующим образом, то инициативу могут перехватить конкуренты. То есть ключевой момент – именно в соответствующей стратегии.
УТП в продажах строится на 3 базовых принципах:
Говорить об УТП имеет смысл только тогда, когда соблюдены все перечисленные выше принципы. Причём между ними должен соблюдаться определённый баланс.
Нетрудно заметить, что между оффером и УТП довольно много общего. А в чём же тогда заключается разница? Под оффером понимается очень выгодное клиенту предложение. Например, возможность воспользоваться акцией и купить что-то по привлекательной цене. Или же скидка, что-то ещё в этом роде. То есть предложение само по себе интересное, потенциально выгодное для клиента, однако его нельзя назвать по сути уникальным. Конкретная акция, например, может быть действительно неповторимой, однако в целом именно такие мероприятия регулярно проводятся в данной отрасли.
Ещё одно отличие – это масштабность. Под оффером чаще всего понимают определённое предложение, например, отдельно взятую акцию, какое-то мероприятие. УТП же чаще всего характерно для всего бизнеса. Например, бренд CocaCola проводит довольно много интересных акций. И если вы зайдёте на главный сайт компании, то с большой долей вероятности увидите там одно из предложений. А вот ценность в сочетании с оригинальностью такого продукта в целом уже ближе к УТП.
Чтобы начать зарабатывать на уникальном торговом предложении, необязательно самому его создавать. Можно найти франшизу с удачным УТП. Однако для того, чтобы понять, насколько перспективен тот или иной вариант, нужно сначала разобраться в этом маркетинговом явлении.
УТП помогает бизнесмену выделиться на фоне прочих, это очень мощное конкурентное преимущество. Причём получить преимущества иногда бывает довольно просто:
На основе приведённых примеров очень легко понять, что УТП не только помогает сделать отстройку и запомниться. Это ещё и отличный способ повысить лояльность клиентов. А ещё благодаря УТП проще построить бренд, продемонстрировать, что у компании действительно есть своя политика, что принципы для неё – не пустой звук. В итоге такой подход положительно влияет и на выживаемость компании в целом, и на конкурентоспособность в частности.
Разумеется, в каждой отрасли существует своя специфика создания УТП. Есть очень много тонкостей, связанных с тем, какой вид может принимать уникальное торговое предложение. Однако база остаётся неизменной. И при оценке перспективности любой компании именно её в первую очередь и стоит учитывать.