26 ноября 2017 452
Логотип компании Бюрократ

Объекты интеллектуальной собственности: что это, и с чем их едят

Сложно найти человека, который не слышал бы об авторских правах – крупные корпорации часто затевают длительные судебные процессы, требуя с нарушителей компенсации за использование нарушителями их фирменных товарных знаков, фрилансеры, предоставляющие услуги по разработке дизайна или контента на коммерческие сайты, тщательно бдят, чтобы их отказные работы не были опубликованы без оплаты. Но объектом права интеллектуальной собственности является не только авторское право. «А что же еще?» - спросите вы. Давайте поговорим об этом в сегодняшней статье!

Виды объектов интеллектуальной собственности: как разобраться?

Виды объектов интеллектуальной собственности

Ввиду низкой юридической грамотности населения в обществе закрепились часто неверные стереотипы понимания авторского права и других результатов интеллектуальной деятельности.

Типичная ситуация – компания использовала в процессе публичного корпоратива часть песни известного исполнителя, и уже на второй день в офис появились юристы от правообладателей. Далее начинаются попытки договориться во внесудебном порядке, в самых худших случаях затеваются судебные тяжбы, длящиеся по несколько лет.

Итак, давайте разберемся, что относится к основным объектам интеллектуальной собственности (ОИС), а что можно отнести к мифологическим народным сказаниям.

  1. Авторское право. Вася создал текст для коммерческого сайта компании по производству металлопластиковых изделий. Вася – правообладатель и автор своей статьи. Компания вместе с текстом купила у Васи исключительное право на использование результата его работы (она ее может использовать в любом виде), однако полноценным автором так и остался Вася.
  2. Права, смежные с авторскими. Петя написал песню, нашел продюсера и быстро вышел в ТОПы радио чартеров со своим хитом. Петина песня начала интерпретироваться в народном творчестве – на корпоративах, свадьбах, на региональном телевидении, в караоке-клубах из песни начали делать фонограммы. Кто все эти люди? Законные обладатели прав, смежных с авторскими, если они заключили с Петей лицензионное соглашение. В ином случае – злостные нарушители положений ГК РФ об авторском праве.
  3. Патентное право. Николай придумал технику дополнительной безопасности для водителей автомобилей. Николай зарегистрировал свое изобретение в Роспатенте. Соответственно, он – обладатель патентного права. В случае, если автомобильная компания решит использовать способ обеспечения автобезопасности в своей промышленности, ее представители должны сначала заключить с Николаем договор.
  4. Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности. К таким объектам относятся все нестандартные объекты – открытие, селекционное достижение, топология интегральных микросхем, рационализаторское предложение. Автором таких разработок могут быть только физлица, компании могут стать правообладателями, если они заключили с автором соответствующий договор. В остальном все работает так же, как с другими ОИС – при несанкционированном использовании разработок интересы правообладателя отстаиваются через суд.
  5. Средства индивидуализации юридических лиц, товаров, услуг и предприятий. Константин создал свою компанию, которая занимается производством и поставками шоколадных изделий. Для выделения своей продукции Константин использует фирменное наименование и товарный знак. Это средства индивидуализации Константиновой компании (также сюда следует причислить коммерческие обозначения, названия мест происхождения товаров, знаки обслуживания).

Объектами интеллектуальной собственности являются авторские материалы, разработки, достижения, которые были созданы и зарегистрированы в соответствии с нормами ГК РФ. Не стоит их недооценивать! Каждый автор имеет право обратиться в суд и стребовать с нарушителя компенсацию. И будьте уверены, что речь будет идти не о 5 000 рублей, а о гораздо больших суммах.

Почему объекты интеллектуальной собственности в РФ так ценятся?

Возникает закономерный вопрос – почему компании так ценят интеллектуальную собственности, и столь ревностно следят за тем, чтобы их права никто не нарушил? Причины следующие:

  • ОИС – это фактически монополия на изготовление определенного типа продукта;
  • Залог успешного продвижения фирменного товара;
  • Повышенный спрос на продукт определенной торговой марки;
  • Возможность установить на свой товар более высокую цену;
  • Уменьшение затрат на рекламные кампании.

И еще один немаловажный фактор – компания, имеющая ценные ОИС, автоматически повышается в стоимости. Чтобы вы поняли разницу, приведем наглядный пример.

Пример №1

Компания «Хуторские вечера» оказывает посреднические услуги в сфере оптовых закупок. Она не имеет никаких зарегистрированных ОИС. При продаже она будет оцениваться, исходя из факторов: материальное имущество, юридическая чистота документов и бухгалтерии, объем оборота, наличие средств на расчетных счетах.

Пример №2

Компания «Шоколадный мир» занимается производством и продажей шоколадных изделий. При изготовлении используются секретные «ноу-хау», зарегистрированные в Роспатенте. Компания имеет товарный знак, разработанный дизайн для упаковок и хорошую деловую репутацию, сложившуюся за 10 лет работы. «Шоколадный мир» - это узнаваемый бренд: высокое качество шоколада, красивые дизайнерские упаковки, постоянные акции и розыгрыши.

Стоимость компании будет оцениваться не только исходя из бухучета, оборотов, наличия средств на счетах и стоимости производственных деталей. Прежде всего, оцениваются нематериальные активы компании – репутация, узнаваемость, товарный знак, производственные секреты.

Какие существуют особенности объектов интеллектуальной собственности?

Определение и признаки объектов интеллектуальной собственности изложены в ст. 1225 ГК РФ, это следующие особенности:

  1. Нематериальную субстанцию. Если компания владеет фабрикой, ее можно увидеть, потрогать, и ею может воспользоваться только одно лицо. Интеллектуальная собственность - это объект, который может использоваться несколькими лицами одновременно. Например, в Москве и где-нибудь на Канарских островах. Никаких ограничений в количестве нет, она может эксплуатироваться миллионами.
  2. Абсолютность. Право на ОИС принадлежит только одному лицу – автору. Никто другой не вправе свободно распоряжаться объектом, если у него нет предварительной договоренности с автором. Более того, правило «что не запрещено – то разрешено» здесь не применяется.
  3. ОИС могут иметь материальное воплощение. Например, книга. С обложкой, текстом книги вы можете делать, что угодно. Хотите – подарите, продайте, порвите и выбросьте. Это ваше право. Но! Перепечатывание книги с добавлением оригинальных элементов, обработка будет считаться грубым нарушением авторских прав.
  4. ОИС должны иметь законное воплощение. Пример объекта интеллектуальной собственности – текст, разработанный для сайта. Но не доменное имя. Оно не дает компании права называть его своим нематериальным активом.

Если говорить о понятиях и видах объектов интеллектуальной собственности, то существует 3 различных вида прав:

  • исключительные права. Такое право может передаваться определенному лицу от автора. Далее объект может эксплуатироваться в различных формах и способах. В то же время исключительное право дает возможность запретить остальным лицам использовать объект в своих интересах.

    Например, вы заказали песню. Вы купили ее, и стали обладателем исключительного права. Соответственно, если вы будете возвращаться домой с работы, и случайно услышите ее по радио, то следующее, что вы должны сделать – обратиться в суд с требованием компенсации от владельца радио эфира;

  • личное неимущественное право. Может возникнуть у автора, но только в определенных законодательством случаях;
  • иные права. Например, право следования – такова классификация объектов интеллектуальной собственности в данном случае….Вы создали картину, продали ее заказчику. Он потом перепродал ее магазину за сумму, которая значительно больше, чем гонорар, уплаченный вам. Вы имеете право требовать 5% от суммы, заплаченной магазином для вашего заказчика. Так же это правило действует при дальнейших перепродажах.

На самом деле существуют объекты и субъекты интеллектуальной собственности. Краткий экскурс для непосвященных:

  • объекты – картина, песня, стих, статья, дизайнерская работа;
  • субъекты – автор, компания, физическое лицо и другие лица, заинтересованные в ОИС.

Сенсационные дела, связанные с защитой интеллектуальных прав

Виды объектов интеллектуальной собственности

Давайте рассмотрим самые громкие и нашумевшие судебные процессы – информация по объектам интеллектуальной собственности популярных компаний и их нарушениям в свое время долгое время не сходила с обложек печатных изданий. Потенциальным правообладателям изложенные примеры будут полезными.

  1. В суде длительное время рассматривалось дело о нарушении прав на товарный знак кондитерской фабрики «Красный Октябрь». Речь идет о популярном шоколаде «Аленка», дизайн упаковки которой «одолжила» «Славянка», и назвала свой продукт «Алина». Первоначальная сумма исковых требований – 310 млн. рублей. Компании заключили мировое соглашение на выплату 15 млн. рублей, при том, что суд назначил 37 млн. рублей.
  2. Издательский дом «Астрель» незаконно издавал, и занимался распространением рассказов А. Беляева, популярного советского писателя, в связи с чем на издателя подал иск правообладатель «Терра». Сумма иска составила 7,5 млрд. рублей. Разбирательства по делу продолжаются по сей день.
  3. Подмосковная компания «ООО Роялти» получила отказ от Роспатента при регистрации товарного знака с названием «Володя и медведи». Речь идет об алкогольном продукте. По мнению госструктуры, это дискредитирует в глазах общества президента России. Отказ был обжалован в суде, Роспатент в результате сделал регистрацию нового товарного знака.

Также нельзя не отметить, что сейчас длится судебное разбирательство между Первым каналом и правообладателем песен Виктора Цоя за использование шедевров в рамках телепередач «Голос» и «Что? Где? Когда?». Чем закончится дело – пока неизвестно.


Оценить:
0
После прочтения остались вопросы?

Максим КольцюкНапишите мне на почту, заполнив форму ниже, и я помогу разобраться в проблеме! Либо воспользуйтесь одним из следующих контактов:

Телефон: +7 (495) 221-89-91

Комментарии