28 ноября 2017 1 677
Логотип компании Бюрократ

Оценка интеллектуальной собственности: как не прохлопать свое состояние в бизнесе?

Если расспросить известных бизнесменов, то окажется, что 99% из них готовы пожертвовать в этой жизни всем, но только не бизнесом, в который за годы деятельности было вложено 100500% рабочего и свободного времени. Более того, при разводе с супругами предприниматели с легкостью расстаются с квартирами и машинами. Но только не с делом.

Очевидно, что для процветания бизнеса необходима правильная его организация. Отдельное внимание необходимо уделить оценке стоимости интеллектуальной собственности – речь идет о нематериальных активах.

Например, в вашей собственности есть компания «Солнышко» по производству лампочек и светильных аксессуаров, которую вы раскручивали из состояния 2 сотрудника и подвальное помещение для изготовления продукции, и до крупного промышленного гиганта. Соответственно, вы должны понимать, что стоимость компании будет формироваться явно не только из наличия средств на расчетных счетах имущества завода.

Огромную роль в ценообразовании будут иметь нематериальные активы – товарный знак, бренд, деловая репутация и прочие атрибуты.

В статье рассказываю про оценку интеллектуальной собственности. Каждое направление бизнеса требует индивидуальной оценки. У меня есть практический опыт во всех направлениях франчайзинга, поэтому Вы можете обратиться ко мне за помощью!

Мои услуги

Нематериальные активы: как их распознать?

Итак, что можно считать нематериальным активом? Прежде всего, это субстанция, которая не имеет материальной оболочки, результат интеллектуальной деятельности какого-то человека.

Нет, не стоит считать, что все те действия, которые осуществляют ваши работники – это результат интеллектуальной деятельности. Это должен быть результат, который ваша компания сможет успешно использовать в своих целях. Прежде всего – для экономической выгоды.

Основная особенность нематериального актива в компании – это оформленная документация, которая подтверждает сам актив и исключительные права на него. В частности, речь идет о патентах, свидетельствах, договоры переуступки.

Нематериальные активы разделяются на 5 групп, о которых чуть ниже.

Активы в промышленной собственности

  • товарные знаки,
  • знаки обслуживания,
  • патенты,
  • промышленные образцы.

Ваня – владелец компании по производству полуфабрикатов. У Вани есть оригинальный товарный знак, заказанный у профессионального дизайнера. Вся продукция выпускается под данным товарным знаком, размещенным на упаковке. Это и есть промышленный Ванин актив.

Авторское право и смежные права

  • шедевры музыки, науки, литературы, живописи,
  • топологии микросхем,
  • базы данных,
  • программы для ЭВМ.

Ваня имеет специально разработанную корпоративную программу для офиса, позволяющую обеспечить быстрое взаимодействие различных отделов компании. Ваня – владелец смежных авторских прав, поскольку заключил с разработчиком лицензионный договор на использование результата его интеллектуального труда.

Коммерческая тайна

  • НИОКР,
  • ноу-хау,
  • документация по конструкторской, проектной, технологической отрасли,
  • имущественные права.

Ваня на производстве использует уникальный метод по заморозке своей продукции, что позволяет ей не терять своих полезных и питательных свойств в процессе хранения. Ваня – владелец оригинального ноу-хау, которое засекречено на правах коммерческой тайны.

Деловая репутация

Компания Вани является весьма конкурентоспособной, за годы работы у него сложилась деловая репутация, которая также является нематериальным активом.

Нестандартные ОИС

  • открытия;
  • рационализаторские предложения;
  • селекционные открытия;
  • топологии интегральных микросхем.

Сотрудники Ваниной компании в процессе деятельности сделали интересное открытие, которое стало личным достижением изобретателя, и которое активно используется компанией. Таким образом, Ваня стал обладателем нестандартных ОИС.

Для чего необходима оценка интеллектуальной собственности предприятия?

Оценка интеллектуальной собственности предприятия

Руководители компаний часто задаются вопросом – для чего вообще нужна оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности? Давайте рассмотрим подробнее:

  • чтобы определить стоимость вклада в уставной капитал. Например, если вы хотите привлечь новых партнеров в ваше ООО;
  • для проведения инвентаризации и введения нематериальных активов в оборот. Да-да, постановка нематериальных активов на баланс – это первое, что должен сделать каждый предприниматель;
  • чтобы оптимизировать налогообложение. Монетизация активов позволит вам официально повысить стоимость вашего бизнеса;
  • чтобы получить кредит под залог исключительных прав. Например, если вы хотите открыть новые филиалы, и вам нужны средства для этого, вы можете любезно предложить банку взять под залог ценные бумаги компании;
  • чтобы привлечь инвесторов. К сожалению, в современном мире всем нужны гарантии. И в особенности – дяденькам с толстыми кошельками;
  • для разрешения конфликтных ситуаций. Например, при образовавшемся споре по поводу упущенной выгоды;
  • для того, чтобы определить прибыль. В частности, такое исследование потребуется, если вы собираетесь продавать свой бизнес;
  • чтобы определить ценность лицензии. Тут все понятно, вы просто решили узнать, сколько стоят ваши нематериальные активы сами по себе;
  • в целях получения налоговых льгот. Они часто случаются, если правильно применять объекты промышленной собственности, и их реально получить;
  • чтобы уступить права на активы или выдать лицензии на их применение. На случай, если вы решили подзаработать на своих активах.

Необходимо также понимать, что оценка прав интеллектуальной собственности может рассчитываться двумя способами:

  1. способ определения восстановительной стоимости. В данном случае мы просто изучаем, сколько средств уйдет на то, чтобы создать подобный ОИС;
  2. способ определения рыночной стоимости. Здесь мы получаем цену ОИС, исходя из принципов ценообразования на рынке.

Какие методы оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности используют эксперты в бизнесе?

Интеллектуальная собственность - это достаточно непростая штука, и сами предприниматели часто либо недооценивают, либо наоборот, переоценивают ее, соответственно, необходимо всегда привлекать профессиональных экспертов. Какие в действительности существуют методы оценки интеллектуальной собственности?

  1. Рыночный метод – или метод, который заключается в сравнении и анализе продаж подобных ОИС.
  2. Затратный метод – сюда включены исследования стоимости восстановления аналога, замещения, а также исходных расходов.
  3. Доходный метод – это расчеты роялти, исключение ставок роялти, DCF, быстрая оценка, «правило 25%» и другие экспертные методики.

Оценка объектов интеллектуальной собственности: как это происходит на практике?

В современном бизнесе сформировалось правило – чем больше высокоинтеллектуальных специалистов работают в определенной компании, тем выше будут оцениваться ее нематериальные активы. Наверное, именно этим объясняется высокая актуальность IT-сферы, где даже самые молодые и неопытные специалисты получают весьма высокие заработные платы.

Давайте рассмотрим, какие этапы оценки интеллектуальной собственности, и какие основные особенности оценки НА существуют на современном рынке?

  1. Товарный знак. Составляет порядка 80% от стоимости всех активов ООО или учреждения.

    При оценке владелец предоставляет бухучет за последние 3-4 периода + документ на товарный знак.

    Важный момент! Не стоит путать название «товарный знак» с понятиями бренда, торговой марки и фирменного наименования. Это совершенно разные вещи.

  2. Торговая марка/бренд – название, придуманное СМИ.

    Широко используется менеджерами в процессе их профессиональной деятельности.

    Дает возможность привлечения дополнительных инвестиций.

    Для оценки необходимо предоставить описание рынка, продукции, сертификат о торговой марке или знаке обслуживания, коммерческое предназначение, бизнес план и другие документы.

  3. Патенты и лицензии. Оценка патента может потребоваться для получения дополнительной выгоды. например, для заключения лицензии на использование результата ОИС третьими лицами.

    Для проведения оценки потребуются правоустанавливающие документы, описание ОИС + его наименование.

  4. Деловая репутация/Гудвилл. Особенности оценки интеллектуальной собственности в данном случае заключаются в том, что в процессе применяется оценка избыточной прибыли и баланса.

    Большинство компаний считают деловую репутацию наиболее значимым активом.

    Для оценки потребуются:

    • Проспекты эмиссии;
    • Уставные документы;
    • Перечень видов деятельности;
    • Отчетность по фондам;
    • Списки по инвентаризации;
    • Прогноз по развитию компании хотя бы на 3 года;
    • Данные бухучета и аудиторских проверок, а также ряд иных документов.
  5. Ноу-Хау. Является одним из самых дорогостоящих активов в компаниях.

    В случае с ноу-хау важно именно сохранение коммерческой тайны. В ином случае изобретение быстро теряет свою силу.

    Для оценки потребуются:

    • перечень материалов, которые нужны для производства с применением ноу-хау;
    • стоимость соглашения и передачи прав на использование секретов в производстве;
    • выручка от реализации продукции, созданной на основе ноу-хау, и другие документы.

Методы оценки объектов интеллектуальной собственности, безусловно, могут быть самыми разными. Однако они непременно используются в любой перспективной компании. Помните, во всем важна золотая середина, и не прохлопать свое состояние в бизнесе поможет только адекватная оценка своего имущества – материального и нематериального. Управляйте грамотно!


Оценить:
2
После прочтения остались вопросы?

Максим КольцюкНапишите мне на почту, заполнив форму ниже, и я помогу разобраться в проблеме! Либо воспользуйтесь одним из следующих контактов:

Телефон: +7 (920) 740-24-75

Комментарии