Если расспросить известных бизнесменов, то окажется, что 99% из них готовы пожертвовать в этой жизни всем, но только не бизнесом, в который за годы деятельности было вложено 100500% рабочего и свободного времени. Более того, при разводе с супругами предприниматели с легкостью расстаются с квартирами и машинами. Но только не с делом.
Очевидно, что для процветания бизнеса необходима правильная его организация. Отдельное внимание необходимо уделить оценке стоимости интеллектуальной собственности – речь идет о нематериальных активах.
Например, в вашей собственности есть компания «Солнышко» по производству лампочек и светильных аксессуаров, которую вы раскручивали из состояния 2 сотрудника и подвальное помещение для изготовления продукции, и до крупного промышленного гиганта. Соответственно, вы должны понимать, что стоимость компании будет формироваться явно не только из наличия средств на расчетных счетах имущества завода.
Огромную роль в ценообразовании будут иметь нематериальные активы – товарный знак, бренд, деловая репутация и прочие атрибуты.
Если вам нужна помощь в оценке интеллектуальной собственности – обратитесь ко мне, у меня большой опыт во франчайзинге, буду рад помочь!
Мои услуги Оставить заявкуИтак, что можно считать нематериальным активом? Прежде всего, это субстанция, которая не имеет материальной оболочки, результат интеллектуальной деятельности какого-то человека.
Нет, не стоит считать, что все те действия, которые осуществляют ваши работники – это результат интеллектуальной деятельности. Это должен быть результат, который ваша компания сможет успешно использовать в своих целях. Прежде всего – для экономической выгоды.
Основная особенность нематериального актива в компании – это оформленная документация, которая подтверждает сам актив и исключительные права на него. В частности, речь идет о патентах, свидетельствах, договоры переуступки.
Нематериальные активы разделяются на 5 групп, о которых чуть ниже.
Ваня – владелец компании по производству полуфабрикатов. У Вани есть оригинальный товарный знак, заказанный у профессионального дизайнера. Вся продукция выпускается под данным товарным знаком, размещенным на упаковке. Это и есть промышленный Ванин актив.
Ваня имеет специально разработанную корпоративную программу для офиса, позволяющую обеспечить быстрое взаимодействие различных отделов компании. Ваня – владелец смежных авторских прав, поскольку заключил с разработчиком лицензионный договор на использование результата его интеллектуального труда.
Ваня на производстве использует уникальный метод по заморозке своей продукции, что позволяет ей не терять своих полезных и питательных свойств в процессе хранения. Ваня – владелец оригинального ноу-хау, которое засекречено на правах коммерческой тайны.
Компания Вани является весьма конкурентоспособной, за годы работы у него сложилась деловая репутация, которая также является нематериальным активом.
Сотрудники Ваниной компании в процессе деятельности сделали интересное открытие, которое стало личным достижением изобретателя, и которое активно используется компанией. Таким образом, Ваня стал обладателем нестандартных ОИС.
Руководители компаний часто задаются вопросом – для чего вообще нужна оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности? Давайте рассмотрим подробнее:
Необходимо также понимать, что оценка прав интеллектуальной собственности может рассчитываться двумя способами:
Интеллектуальная собственность - это достаточно непростая штука, и сами предприниматели часто либо недооценивают, либо наоборот, переоценивают ее, соответственно, необходимо всегда привлекать профессиональных экспертов. Какие в действительности существуют методы оценки интеллектуальной собственности?
В современном бизнесе сформировалось правило – чем больше высокоинтеллектуальных специалистов работают в определенной компании, тем выше будут оцениваться ее нематериальные активы. Наверное, именно этим объясняется высокая актуальность IT-сферы, где даже самые молодые и неопытные специалисты получают весьма высокие заработные платы.
Давайте рассмотрим, какие этапы оценки интеллектуальной собственности, и какие основные особенности оценки НА существуют на современном рынке?
Товарный знак. Составляет порядка 80% от стоимости всех активов ООО или учреждения.
При оценке владелец предоставляет бухучет за последние 3-4 периода + документ на товарный знак.
Важный момент! Не стоит путать название «товарный знак» с понятиями бренда, торговой марки и фирменного наименования. Это совершенно разные вещи.
Широко используется менеджерами в процессе их профессиональной деятельности.
Дает возможность привлечения дополнительных инвестиций.
Для оценки необходимо предоставить описание рынка, продукции, сертификат о торговой марке или знаке обслуживания, коммерческое предназначение, бизнес план и другие документы.
Патенты и лицензии. Оценка патента может потребоваться для получения дополнительной выгоды. например, для заключения лицензии на использование результата ОИС третьими лицами.
Для проведения оценки потребуются правоустанавливающие документы, описание ОИС + его наименование.
Деловая репутация/Гудвилл. Особенности оценки интеллектуальной собственности в данном случае заключаются в том, что в процессе применяется оценка избыточной прибыли и баланса.
Большинство компаний считают деловую репутацию наиболее значимым активом.
Для оценки потребуются:
Ноу-Хау. Является одним из самых дорогостоящих активов в компаниях.
В случае с ноу-хау важно именно сохранение коммерческой тайны. В ином случае изобретение быстро теряет свою силу.
Для оценки потребуются:
Методы оценки объектов интеллектуальной собственности, безусловно, могут быть самыми разными. Однако они непременно используются в любой перспективной компании. Помните, во всем важна золотая середина, и не прохлопать свое состояние в бизнесе поможет только адекватная оценка своего имущества – материального и нематериального. Управляйте грамотно!