«Покупка франшизы – это выгодно, дешево и невероятно прибыльно»… именно такими объявлениями пестрят разношерстные сайты и бизнес-журналы провинциального полета.
Не ведитесь.
Разумеется, франчайзинг – это интересный бизнес, который в хороших руках быстро развивается и начинает кормить своего приобретателя. Но! Статистика показывает, что в 50% случаев новый филиал более-менее раскрученного попросту тонет в налогах, ошибках документооборота и подсчетов. Причина одна – неверный расчет ликвидности, доходности и других параметров покупаемой франшизы. Катастрофической ошибкой в данном деле может стать и несерьезный подход к оценке нематериальных активов.
Первые публичные фирмы, возникшие в эпоху развития индустрии (до 1950 годов), в основном оценивались по наличию материальных активов. Фактически компании, акции которых обращались (и обращаются) на рынке ценных бумаг, оценивались по количеству приобретенных ими земель, зданий, помещений, фабрик и пароходов. То есть всех тех вещей, которые можно потрогать, увидеть, пощупать и оценить. Ярким примером таких корпораций можно назвать General Motors.
Уже во второй половине ХХ века подход к бизнесу начал меняться. Появились первые будущие гиганты – Microsoft, Coca Cola и Pfizer, ценность которых в большей степени определялась другими активами – нематериальными. Они достаточно разные. Например, Coca cola представляет собой ценность из-за товарного знака, Pfizer – из-за своих патентов, а компьютерные разработчики – по причине технических знаний.
На данный момент основная проблема франчайзинга заключается в том, что в работе используется традиционный бухучет, в котором не предусмотрена постановка на баланс нематериальных активов. Преимущественно бухгалтерия недооценивает эти активы, однако в подавляющем большинстве случаев – попросту игнорирует их ценность.
Также нельзя пропустить тот факт, что при продаже компаний, выпускающих потребительские востребованные товары, стоимость нематериальных активов составляет практически 50% от общей цены. Соответственно, пропуск оценки искажает бухгалтерские показатели рентабельности бизнеса. В частности:
В статье рассказываю про оценку нематериальных активов во франчайзинге. Каждое направление бизнеса требует индивидуальной оценки. У меня есть практический опыт во всех направлениях франчайзинга, поэтому Вы можете обратиться ко мне за помощью!
Мои услуги Оставить заявкуОдин американский исследователь представил общественности 3 способа, позволяющих определить наличие нематериальных активов в бизнес-модели:
Вы собрались покупать франшизу? Прекрасно! Но сначала стоило бы проверить компанию на вышеозначенные параметры. От того, насколько сама компания ценит свои нематериальные активы и старается их активизировать, зависит и благополучие вашего филиала.
В Налоговом законодательстве есть ст. 262 НК РФ, в которой речь идет о бухгалтерских расходах на НИОКР – научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Однако специалист Барух Лев наглядно провел демонстрацию, которая убедила, что списание расходов, затраченных на активизацию нематериальных активов (НА) на НИОКР приводит к существенной недооценке стоимости.
При этом был приведен парадокс – списание НА на НИОКР приводит к недооценке прибыли в быстро развивающихся компаниях и к завышению уровня прибыли в медленно растущих фирмах. Данный факт приводился на примере бухучета различных американских компаний.
Оценка нематериальных активов должна осуществляться только специалистами в данной отрасли. Не доверяйте бухгалтерам старой школы (да и из новой – тоже), лучше отдайте задачу на выполнение профессиональным аналитикам.
Выполнение таких расчетов неоднозначное – нельзя точно сказать сразу, сколько стоит тот или иной актив, и применить оценку для всех компаний, которые его используют. Исключительные права предоставляются на ограничительный период времени, соответственно, денежный поток оценивается только за определенный временной отрезок.
Важно! Необходимо также учитывать затраты, которые влечет нарушение авторского права – например, подделки товара, защищенного товарными знаками. Как определить эти затраты:
затраты на ведение контроля за соблюдением авторских прав и юридические расходы.
Пример. Ваши менеджеры обнаружили в сети интернет, что на рынке появилась некая продукция под вашим товарным знаком. Первое, что вы делаете, обращаетесь к юристам. Соответственно, вы платите менеджерам за их работу и выплачиваете юристам гонорар за консультацию.
упущенные доходы. Они связаны с тем, что даже при самом тщательном контроле все равно авторское право будет нарушаться, и компания будет иметь определенный процент упущенного дохода в связи с этим.
Пример. Часть постоянных клиентов без видимых причин перестали брать вашу продукцию. Произведенный анализ рынка показал, что начала выпускаться аналогичная продукция под вашим товарным знаком, но по более низкой стоимости (из-за сниженного качества).
В печатное издательство Х обратился конкурентный издатель У. Его заинтересовало авторское право на выпуск книги «Дом на озере». Как оценить авторское право на книгу?
Итак, авторское право оценивается по таблице, представленной ниже.
Годы | Стабильные доходы |
Дисконтированная ставка 7% |
Нестабильные доходы |
Дисконтированная ставка 10% |
1 | 175000 | 12250 | 325000 | 32500 |
2 | 175000 | 12250 | 325000 | 32500 |
3 | 35000 | 2450 | 65000 | 6500 |
26950 | 71500 |
Таким образом, нематериальный актив в данном случае будет составлять 26950 + 71500 = 98450.
Профессионалам известно, что построение бизнеса по франшизе может быть гораздо выгоднее, чем создание собственного дела с нуля. Рыночная доходность, в том числе, стоимость нематериальных активов определяется:
Несмотря на огромное количество методик по оценке стоимости интеллектуальной собственности, которой, собственно, и являются нематериальные активы, фирмы имеют между собой ряд отличий, соответственно, к оценке необходимо подходить с аналитической точки зрения. Давайте рассмотрим основные факторы, по которым можно примерно оценить стоимость нематериальных активов в франшизе.
Как уже было сказано выше, оценку лучше доверить профессиональным специалистам. Бухгалтерские расчеты либо обесценят стоимость НА, либо наоборот, придадут активам большее значение, чем есть на самом деле (последнее преимущественно касается компаний, которые начали продвигаться без франшизы).
Так, оценка потребуется в случае, если вы:
Данная операция может производиться в рамках оценки бизнеса в общем и в случае разработки бизнес-плана вашей компании.