29 ноября 2017 748
Логотип компании Бюрократ

Оценка нематериальных активов во франчайзинге: статистика, причины и реальные истории бизнеса

«Покупка франшизы – это выгодно, дешево и невероятно прибыльно»… именно такими объявлениями пестрят разношерстные сайты и бизнес-журналы провинциального полета.

Не ведитесь.

Разумеется, франчайзинг – это интересный бизнес, который в хороших руках быстро развивается и начинает кормить своего приобретателя. Но! Статистика показывает, что в 50% случаев новый филиал более-менее раскрученного попросту тонет в налогах, ошибках документооборота и подсчетов. Причина одна – неверный расчет ликвидности, доходности и других параметров покупаемой франшизы. Катастрофической ошибкой в данном деле может стать и несерьезный подход к оценке нематериальных активов.

Акции, товарные знаки, технологии, марки… Почему нематериальные активы имеют значение?

Первые публичные фирмы, возникшие в эпоху развития индустрии (до 1950 годов), в основном оценивались по наличию материальных активов. Фактически компании, акции которых обращались (и обращаются) на рынке ценных бумаг, оценивались по количеству приобретенных ими земель, зданий, помещений, фабрик и пароходов. То есть всех тех вещей, которые можно потрогать, увидеть, пощупать и оценить. Ярким примером таких корпораций можно назвать General Motors.

Уже во второй половине ХХ века подход к бизнесу начал меняться. Появились первые будущие гиганты – Microsoft, Coca Cola и Pfizer, ценность которых в большей степени определялась другими активами – нематериальными. Они достаточно разные. Например, Coca cola представляет собой ценность из-за товарного знака, Pfizer – из-за своих патентов, а компьютерные разработчики – по причине технических знаний.

На данный момент основная проблема франчайзинга заключается в том, что в работе используется традиционный бухучет, в котором не предусмотрена постановка на баланс нематериальных активов. Преимущественно бухгалтерия недооценивает эти активы, однако в подавляющем большинстве случаев – попросту игнорирует их ценность.

Также нельзя пропустить тот факт, что при продаже компаний, выпускающих потребительские востребованные товары, стоимость нематериальных активов составляет практически 50% от общей цены. Соответственно, пропуск оценки искажает бухгалтерские показатели рентабельности бизнеса. В частности:

  • мультипликаторы EV / EBITDA;
  • коэффициенты цена / прибыль (P / E);
  • рыночные показатели стоимости;
  • уровень доходности инвестиций и изначального капитала в деле.

В статье рассказываю про оценку нематериальных активов во франчайзинге. Каждое направление бизнеса требует индивидуальной оценки. У меня есть практический опыт во всех направлениях франчайзинга, поэтому Вы можете обратиться ко мне за помощью!

Мои услуги

Как определить степень присутствия нематериальных активов во франчайзинге?

Один американский исследователь представил общественности 3 способа, позволяющих определить наличие нематериальных активов в бизнес-модели:

  1. наличие/отсутствие зарплаты, которая была выплачена техперсоналу, исследователям и других представителям творческих профессий, которые принимали участие в разработке активов;
  2. наличие бухоценки по цене инвестиционных вложений в научные разработки, ПО или развитие товарного знака;
  3. наличие увеличения операционного рентабельности.

Вы собрались покупать франшизу? Прекрасно! Но сначала стоило бы проверить компанию на вышеозначенные параметры. От того, насколько сама компания ценит свои нематериальные активы и старается их активизировать, зависит и благополучие вашего филиала.

Почему активы нельзя доверять 60-летней Варваре Львовне из бухгалтерии или каждый должен заниматься своим делом

В Налоговом законодательстве есть ст. 262 НК РФ, в которой речь идет о бухгалтерских расходах на НИОКР – научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Однако специалист Барух Лев наглядно провел демонстрацию, которая убедила, что списание расходов, затраченных на активизацию нематериальных активов (НА) на НИОКР приводит к существенной недооценке стоимости.

При этом был приведен парадокс – списание НА на НИОКР приводит к недооценке прибыли в быстро развивающихся компаниях и к завышению уровня прибыли в медленно растущих фирмах. Данный факт приводился на примере бухучета различных американских компаний.

Оценка нематериальных активов должна осуществляться только специалистами в данной отрасли. Не доверяйте бухгалтерам старой школы (да и из новой – тоже), лучше отдайте задачу на выполнение профессиональным аналитикам.

Сколько стоит нематериальный актив: реальные примеры

Сколько стоит нематериальный актив: реальные примеры

Выполнение таких расчетов неоднозначное – нельзя точно сказать сразу, сколько стоит тот или иной актив, и применить оценку для всех компаний, которые его используют. Исключительные права предоставляются на ограничительный период времени, соответственно, денежный поток оценивается только за определенный временной отрезок.

Важно! Необходимо также учитывать затраты, которые влечет нарушение авторского права – например, подделки товара, защищенного товарными знаками. Как определить эти затраты:

  1. затраты на ведение контроля за соблюдением авторских прав и юридические расходы.

    Пример. Ваши менеджеры обнаружили в сети интернет, что на рынке появилась некая продукция под вашим товарным знаком. Первое, что вы делаете, обращаетесь к юристам. Соответственно, вы платите менеджерам за их работу и выплачиваете юристам гонорар за консультацию.

  2. упущенные доходы. Они связаны с тем, что даже при самом тщательном контроле все равно авторское право будет нарушаться, и компания будет иметь определенный процент упущенного дохода в связи с этим.

    Пример. Часть постоянных клиентов без видимых причин перестали брать вашу продукцию. Произведенный анализ рынка показал, что начала выпускаться аналогичная продукция под вашим товарным знаком, но по более низкой стоимости (из-за сниженного качества).

Реальная история

В печатное издательство Х обратился конкурентный издатель У. Его заинтересовало авторское право на выпуск книги «Дом на озере». Как оценить авторское право на книгу?

  1. По плану деньги, которые останутся после уплаты налогов, за ближайшие 2 года составят в сумме 500 000 рублей. В последующий год они составят еще 100 000 рублей. Суммы указаны с учетом выплаченного гонорара и без выплаты рекламных затрат.
  2. 35% из этих средств припадают на долю больших компаний, которые занимаются осуществлением заказов большими партиями. Доходы в данном секторе стабильные, дисконтированная ставка составляет 7%.
  3. 65% - это средства, припадающие на долю простых граждан. Денежные доходы в данном случае считаются нестабильными. Дисконтированная ставка составит 10%.

Итак, авторское право оценивается по таблице, представленной ниже.

Годы Стабильные
доходы
Дисконтированная
ставка 7%
Нестабильные
доходы
Дисконтированная
ставка 10%
1 175000 12250 325000 32500
2 175000 12250 325000 32500
3 35000 2450 65000 6500
26950 71500

Таким образом, нематериальный актив в данном случае будет составлять 26950 + 71500 = 98450.

«Не прогореть!» или как оценить стоимость активов при покупке франзшизы?

Профессионалам известно, что построение бизнеса по франшизе может быть гораздо выгоднее, чем создание собственного дела с нуля. Рыночная доходность, в том числе, стоимость нематериальных активов определяется:

  1. Ценностью товарного знака. Поскольку бренд является раскрученным, это позволяет приобретателю установить более высокие цены на продукцию, чем в случае, если бы проект запускался с нуля. В частности, такие возможности появляются из-за того, что франчайзер запускает масштабные рекламные кампании.
  2. Знаниями технологий и особенностей производства. После покупки франчайзер передает своему франчайзи ряд секретов и нюансов производства. Например, если вы запускаете ресторан по франшизе, то франчайзер обязательно передаст вам секреты приготовления фирменных блюд
  3. Законной монополией. В некоторых случаях франшизы могут приобретаться с исключительным правом на оказание определенных услуг. Таким образом, у франчайзи появляется возможность сразу получить избыточную доходность.

Подводные камни оценки нематериальных активов: что должен знать каждый потенциальный франчайзи?

Несмотря на огромное количество методик по оценке стоимости интеллектуальной собственности, которой, собственно, и являются нематериальные активы, фирмы имеют между собой ряд отличий, соответственно, к оценке необходимо подходить с аналитической точки зрения. Давайте рассмотрим основные факторы, по которым можно примерно оценить стоимость нематериальных активов в франшизе.

  1. Наличие множества товарных знаков. Ряд компаний имеют единственный товарный знак, под которым предлагается вся продукция – например, McDonald’s или American Express. Другие компании и корпорации имеют несколько товарных знаков. Наиболее ярким примером будет мировая Procter and Gamble. Соответственно, если применять выше описанный метод, то можно подсчитать стоимость нескольких товарных знаков.
  2. Товар в единичном направлении или ряд линий. Оценка нематериальных активов в отношении компаний, которые выпускают продукцию по нескольким линиям, довольно сложно оценить. Соответственно, в данном случае специалистами применяется комплексная оценка, когда все линии оцениваются отдельно.
  3. Ряд конкурентных преимуществ. Если франшиза, по сути, продает собой товарный знак, а не другие какие-то преимущества компании, то оценить стоимость НА довольно легко, в других случаях необходимо учитывать остальные параметры.

Что даст оценка нематериальных активов?

Как уже было сказано выше, оценку лучше доверить профессиональным специалистам. Бухгалтерские расчеты либо обесценят стоимость НА, либо наоборот, придадут активам большее значение, чем есть на самом деле (последнее преимущественно касается компаний, которые начали продвигаться без франшизы).

Так, оценка потребуется в случае, если вы:

  • планируете заключать сделки купли-продажи;
  • хотите застраховать деятельность;
  • хотите получить кредит;
  • хотите внести нематериальный актив в уставной капитал;
  • планируете заключать лицензионные договоры;
  • будете принимать управленческие решения;
  • будете оценивать ущерб в случае недобросовестного использования торговых знаков другими компаниями;
  • планируете поставить нематериальный актив на баланс.

Данная операция может производиться в рамках оценки бизнеса в общем и в случае разработки бизнес-плана вашей компании.


Оценить:
2
После прочтения остались вопросы?

Максим КольцюкНапишите мне на почту, заполнив форму ниже, и я помогу разобраться в проблеме! Либо воспользуйтесь одним из следующих контактов:

Телефон: +7 (920) 740-24-75

Комментарии