13 ноября 2017 795
Логотип компании Бюрократ

Что нужно учесть при продаже франшизы: ликбез для «неюристов» и ТОП самых интересных примеров

Что делает владелец и управляющей компании, когда у него возникают проблемы с налоговым органом? Правильно, берет в охапку армянский коньяк и конфеты, и отправляется на прием к маститому бухгалтеру.

Что делает управленец, когда у него возникают проблемы с клиентами? Верно, или берет элитный напиток и идет в Общество защиты прав потребителей, либо ищет опытного юриста.

Но что делать, если бизнес наконец-то встал на запланированные еще 3 года назад рельсы и требует дальнейших «телодвижений» в сторону расширения? Здесь 2 варианта: либо предприниматель отправляется к инвесторам с готовым бизнес-планом, либо создает систему франчайзинга. Почему-то последний вариант больше пугает, как продать франшизу своего бизнеса – никто не знает. Ровно до тех пор, пока не набьет уйму своих шишек на лбу.

Разумеется, подставлять себя под удары и рисковать бизнесом – это не самый хороший вариант в условиях затяжного кризиса. И если вы не являетесь профессиональным юристом, который, подобно маститому экстрасенсу, способен с порога определить, с чем к нему пожаловал клиент – эта статья для вас! Итак, как создать франшизу и продать ее? Что учесть при продаже? Вперед, к полезностям!

Продажа франшизы в России

В статье рассказываю основные аспекты по продаже франшизы. Чтобы увеличить количество продаж, Вы можете разместить свою франшизу у меня в каталоге!

Мои услуги

Глава 54 ГК РФ: положения, которые защищают продажу франшизы в России

Франшиз в России нет официально. Забудьте этого слово, если вы собираетесь внедриться в франчайзинг, и подумываете над разработкой договора. В документообороте используется исключительно словосочетание «договор коммерческой концессии». Предлагаю рассмотреть основные положения о таких договорах, предусмотренные в ГК РФ.

Рамки франчайзинга: что можно и чего делать нельзя?

Ст. 1027 ГК РФ гласит, что договор коммерческой концессии (ДКК) – это право использования ряда исключительных прав или объектов интеллектуальной собственности. Что это такое? Это ноу-хау, деловая репутация, коммерческое наименование, логотип, торговая марка. То есть все те фишки, по которым компанию узнают в народе.

Стороны: исключительно юридические лица и предприниматели.

Территория: в договоре можно обозначить территориальное размещение франчайзинговой точки, но – необязательно.

Форма: исключительно письменный формат.

Регистрация: обязательная, орган: Роспатент.

Субконцессия: возможна, но на условиях, предусмотренных в ст. 1029 ГК РФ.

Вознаграждение: паушальные, единоразовые взносы, роялти.

Пример. Петя, имея туристическое агентство «Роскошь Паспарту», решил заняться продажей готовых франшиз. Фактически Петя по ДКК передает своим франчайзи (ИП) наименование, фирменный логотип и другие фишки именного бренд-бука. Петя вправе указать в договоре территорию (например, Краснодарский край), где будет распространяться его франшиза.

Договор Петя может оформлять исключительно в письменном виде + зарегистрировать его в Роспатенте. Петины франчайзи вправе передавать исключительные права на ведение франшизы «Роскошь Паспарту» третьим лицам на срок, не превышающий сроки действия изначального ДКК. Роялти и другие взносы Петя устанавливает самостоятельно, зафиксировав их размеры в документе.

Для тех, кто не может долго ждать!

Для тех, кто не может долго ждать

Не секрет, что регистрация товарного знака (без которого ДКК является невозможным) осуществляется на протяжении 1-го года. Далеко не все предприниматели могут себе позволить потерять столько времени. Что делать, если франчайзи уже есть, модель передачи ОИС уже разработана, но совершенно нет свободного времени?

На помощь приходит ст. 1235 ГК РФ, где речь идет об аспектах лицензионного договора. Если франшиза – это передача КОМПЛЕКСА исключительных прав, то лицензионное соглашение – это передача ОДНОГО исключительного права. Например, права на использование результата интеллектуального труда.

Пример. Вася – владелец сети пиццерий. У Васи практически нет конкурентов, потому что его сотрудники используют программу, позволяющую фиксировать срочные заказы, местоположение клиентов и доставлять пиццу по городу всего за 25 минут. Вася решил заняться франчайзингом, у него уже есть потенциальные пользователи такой программы. Однако ДКК для Васи пока недоступен, потому что отсутствуют документы на товарный знак.

Вася решил не изобретать велосипед, и, действуя в рамках закона, он заключил со своими франчайзи лицензионный договор. После регистрации и выплаты вознаграждений Вася предоставил своим партнерам программу в пользование. Теперь возможность готовки и доставки пиццы за 25 минут стала доступной и для других предпринимателей.

По лицензионным договорам довольно интересна и судебная практика, в частности – Постановление АС Московского округа от 2 июля 2013 г. по делу № А40-111104/2012, где в кассационном суде рассматривалось дело об обращении с иском от ООО «Югорская территориальная энергетическая компания» к ЗАО «Когнитив» с требованием расторгнуть лицензионный договор №12_11V_1L_14_508B от 31.01.2012, и взыскать 200 800 руб. убытков.

Проблема заключалась в том, что лицензиар ЗАО «Когнитив» предоставил по договору в пользование своему лицензиату «Е1 Евфрат» (лицензию на программный продукт). Однако программа оказалась с существенными недостатками, работала только на базе определенной ОС, не была до конца настроена, о ее полноценном использовании не могло быть и речи.

В результате суд отказал в пересмотре решения первой инстанции ФАС по причине того, что услуги по внедрению и техподдержке программы попросту НЕ БЫЛИ предусмотрены договором.

Вывод: заключая лицензионные договоры, учитывайте наперед все нюансы. В случае, если вы понимаете, что ваш франчайзи хочет от вас большего, чем предусмотрено в документе, обращайтесь в суд. Фактически такие решения, как в выше описанном случае, защищают франчайзеров от «перегибов палки» со стороны партнеров. Но! Никогда не заключайте ДКК вместо лицензионного договора, в случае судебных разбирательств такое соглашение быстро признают ничтожным.

Что должен учесть предприниматель, создавая договор по продаже франшизы?

Ориентируясь на ст. 1033 ГК РФ, наш владелец турагентства Петя в договоре может:

  • ограничиться в территории распространения франшизы. Например, если Петя продает ОИС в Краснодарский край, то он больше никому не вправе продавать франшизу в тот же регион (что позволяет избежать жесткой конкуренции);
  • ограничить себя в территории. То есть Петя не имеет права действовать на той же территории, дабы не мучить бедного франчайзи конкуренцией;
  • ограничить франчайзи в покупке других конкурентных франшиз. То есть если Петин партнер решит еще открыть турагентство от «Королевских кораллов» по аналогичной франшизе, то он грубо нарушит условия ДКК;
  • установить, что пользователь должен продавать услуги по ценам франчайзера. Фактически, если Петин франчайзи начнет продавать туры в Египет по завышенным в 2 раза ценам – он нарушит условия ДКК;
  • установить требования к помещению и оформлению помещения. Если у Пети фирменный стиль – это голубая цветовая гамма с изображением пальмы, то и у партнера офис должен быть оформлен так же, а не в стиле хай-тек или кантри + Петя может установить требования по квадратуре, количеству окон, дверей и по другим параметрам.

К чему я это? Все эти особенности необходимо учитывать, если вы хотите реально добиться процветания вашей компании. Помните, эти правила, по сути, написаны кровью неопытных и разорившихся предпринимателей. Например, если вы придете в регион своих франчайзи и откроете офисы «через улицу», то будьте готовы, что ваши партнеры начнут банкротиться, а вскоре и вы сами потерпите крах.

О каком положении ГК РФ никогда не стоит забывать?

Речь идет о ст. 1034 ГК РФ, в которой четко указано, что правообладатель ВСЕГДА! несет субсидиарную ответственность за действия и за качество продукции его пользователей. А это значит, что если:

  • Петин франчайзи продаст тур качества, ниже заявленного,
  • Партнер решит набраться кредитов «выше головы»,

или совершит еще какое-то подобное действие, то Петя будет нести субсидиарную ответственность. То есть перед клиентами будет защищаться и Петино турагентство, с банкирами в случае недостатка средств у франчайзи будет рассчитываться опять же Петя.

Но! Не все так просто. В действительности франчайзер отвечает ТОЛЬКО ЗА ДЕЙСТВИЯ франчайзи, и уж никак не за игнорирование своих обязательств перед потребителями! Франчайзер будет отвечать по субсидиарной ответственности в последнюю очередь. Интересным примером в данном случае является дело 2-735/2016 (2-7273/2015;) ~ М-6560/2015 от 13.01.2016, принятое Канавинским райсудом в г. Нижний Новгород.

В суд обратилась некая Клячина М., подав иск на две компании: ООО «Виктория» и ООО «Фабрика Зетта», которые ранее между собой заключили договор коммерческой концессии.

Клячина заявила, что ООО «Виктория» обязалась по договору купли-продажи поставить ей мебель, женщина уплатила предоплату. Однако в срок мебель так и не была доставлена по причине, что ООО «Фабрика Зетта» разорвала ДКК с «Викторией». Женщина потребовала взыскания средств и неустойки не только с основного продавца (франчайзи), но и с франчайзера, ссылаясь на ст. 1034 ГК РФ.

Однако суд посчитал, что ООО «Фабрика Зетта» здесь ни при чем. Франчайзер в данном случае отвечал, если бы мебель поставили в ненадлежащим виде или низкого качества. А поскольку она вовсе не была доставлена покупателю, то и франчайзер к данному делу не имеет отношения.

Суд решил назначить взыскание средств с ООО «Виктория» в пользу Клячиной М.

Существует еще один интересный нюанс! В соответствии с п. 3.4.1 Приказа Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 29.12.2009 N 186 «Об утверждении Рекомендаций по вопросам проверки договоров о распоряжении исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации» устанавливается, что в ДКК ОБЯЗАТЕЛЬНО! В комплексе исключительных прав должно передаваться право на использование товарного знака! Без этого договор компании, продающей франшизу, будет недействительным.

Ярким доказательством действия сего положения является решение Арбитражного суда Мурманской области по делу № А42-2377/2014 от 12 августа 2014 года, где рассматривался иск от ООО «Деньги до зарплаты Чунский» к ООО «МФК «Деньги до зарплаты». Истец потребовал признать ДКК недействительным, и вернуть денежные средства, уплаченные по договору в сумме 170 313,99 рублей, с начисленными % за пользование чужими средствами в размере 12 201 рублей.

Причина – отсутствие товарного знака в комплексе передаваемых исключительных прав. В итоге АС Мурманской области полностью удовлетворил требование истца.

Как попасть в каталог самых продаваемых франшиз в России?

Данный раздел вообще следует начать с вопроса – как и где продать франшизу? Отвечаю – везде, где только есть место для рекламы вашего бизнеса. Вы можете использовать:

  • средства массового информирования;
  • интернет-площадки;
  • «сарафанное радио».

Сейчас обороты набирает интернет. Не секрет, что многие рыночные сегменты давно переместились в виртуальную сеть. Люди привыкли покупать здесь обувь, одежду, заказывать такси, продукты питания, туры и много чего еще. Бизнес не стал исключением. Купить что-то в интернете – это значит сэкономить время, получить возможность сравнения, это удобно и комфортно, а также избавляет от лишнего общения.

Как продать франшизу через интернет? Ответ прост – зарегистрировать ее в интернет-каталогах на различных ресурсах. В частности, вам потребуется указывать:

  • наименование компании;
  • год начала деятельности;
  • размеры паушального взноса и роялти;
  • размер инвестиций;
  • окупаемость (приблизительная);
  • требования к помещению;
  • описание бизнеса;
  • помощь, которая будет оказываться франчайзи.

Различные площадки требуют разные сведения, но будьте готовы, что вам придется указать все вышеперечисленное. Соответственно, необходимо будет подготовиться, прежде чем начинать продавать свою франшизу.

ТОП примеров наиболее интересных франшиз

  1. Компания «SAVAGE». Направление: разработка и дизайн, производство и продажа одежды. Франшизы продаются с 2004 года. На данный момент по странам СНГ функционируют: 30 точек своих, больше 200 франшизных объектов. Инвестиции: 4 500 000 рублей.
  2. «Пятерочка». Направление: сеть супермаркетов розничной торговли продуктами. Франшизы продаются с 2001 года. Собственных магазинов: 5 700, франшизных – 565. Инвестиции: от 8 000 000 рублей.
  3. Фабрика «Аскона». Направление: производство подушек, матрасов, кроватей и др. Франшизы стали доступными с 2011 года. Собственных предприятий насчитывается 398, франшизных – 285. Инвестиции: от 750 000 рублей.
  4. Медлаборатории «Инвитро». Направление: проведение различных анализов медицинского направления. Франчайзинг: с 2005 года. Свои лаборатории: 449. Франшизные объекты: 498. Инвестиции: от 830 000 рублей.
  5. «Додо Пицца». Направление: выпечка пиццы. Франчайзинг: с 2013 года. Своих точек насчитывается 9, по франшизе открыто 168 точек. Инвестиции: от 4 500 000 рублей.

Оценить:
1
После прочтения остались вопросы?

Максим КольцюкНапишите мне на почту, заполнив форму ниже, и я помогу разобраться в проблеме! Либо воспользуйтесь одним из следующих контактов:

Телефон: +7 (495) 221-89-91

Комментарии