Статья посвящена выходу франшизы на международный рынок. В ней описано, какие договоры заключают в разных странах, как регистрировать в ЕС торговую марку, что ещё нужно учитывать, чтобы новый этап прошёл удачно.
Чтобы бизнес был по-настоящему успешным, его нужно постоянно развивать. И если говорить о франшизе, то логичным этапом на определённой стадии становится международный франчайзинг. Однако тут возникает немало моментов, которые обязательно стоит учитывать.
Перед тем, как выходить на международный уровень, нужно разобраться с тем, где именно ваша продукция будет успешной. В начале 2019 года, например, арабские страны считались интересным направлением для продажи детских товаров. А вот Африка – это свободная ниша для дешёвой фармакологии и пищевой индустрии.
В то же время есть универсальные бизнес-идеи, которые будут востребованы в большинстве развитых стран. К примеру, создание городского портала в Сети как площадки для рекламы местных компаний. Или же заработок на разработке доступных программных продуктов.
При изучении рынков других стран нужно учесть несколько ключевых моментов:
Оценивать ситуацию нужно всегда в комплексе. Перед принятием окончательного решения желательно заказать комплексное маркетинговое исследование. Вполне вероятно, что его результаты приведут вас к выводу о том, что от выхода на рынок конкретной страны лучше всего отказаться. Но без подобного исследования вы рискуете потерять намного больше.
Если вам нужна помощь в регистрации товарного знака – обратитесь ко мне, у меня большой практический опыт в этой сфере, буду рад помочь!
Мои услуги Оставить заявкуМеждународное регулирование франчайзинга осуществляется разными способами и сильно зависит от конкретной страны. Условно его можно разделить на 3 подхода:
Договор международного франчайзинга всегда должен заключаться с учётом национальных нюансов законодательства как франчайзера, так и франчайзи. И его, как правило, составляют на 2 языках, поэтому очень важен грамотный нотариально заверенный перевод.
Плюс стоит принимать во внимание непосредственно международные юридические тонкости, например, то, как понятие франчайзинга реализуется в конкретном регионе (в ЕС, в странах СНГ и т. д.). Именно поэтому перед заключением такого соглашения нужно проконсультироваться со специалистами.
При оформлении соответствующего соглашения следует также учитывать виды международного франчайзинга:
Понимание того, о какой именно разновидности идёт речь, имеет большое значение. От этого зависит тип договора, который будет заключаться, специфика отношений между франчайзером и франчайзи.
Регистрация товарного знака за границей во многом определяется тем, о какой стране идёт речь. В отдельных случаях даже появляется возможность сделать всё по упрощённой схеме и получить правовую защиту сразу в нескольких государствах. Например, если вы выбрали для себя Германию, у вас есть 3 варианта:
Можно воспользоваться Мадридской системой и подать документы через МБ ВОИС (в качестве посредника никто не мешает выбрать национальное патентное бюро в РФ). Защитить торговый знак на территории стран-участниц Мадридского протокола относительно легко, если воспользоваться упрощённой процедурой. Но для этого вам нужно подать заявку на английском языке, действовать в определённом порядке и заплатить пошлину. Кроме того, на момент обращения торговый знак должен быть уже зарегистрирован в Роспатенте или, как минимум, уже должна быть оформлена заявка.
Часто советуют воспользоваться национальной процедурой. Для этого нужно обратиться в Патентное ведомство Германии. Действовать придётся исключительно через патентных поверенных, все документы оформляются строго на немецком языке. Оплачивать государственную пошлину тоже необходимо только в немецкой национальной валюте. Наличие предварительно полученной в РФ правовой защиты торгового знака непринципиально.
Можно оформить документы через Евросоюз. В данном случае придётся взаимодействовать с Европейским ведомством. Этот вариант – самый сложный, требует досконального знания международного права, в настоящем практически не используется.
Выше описана специфика на примере одной из европейских стран. Но если вы решили выбрать для себя азиатское государство, например, то алгоритм в целом будет похожим. То есть сначала нужно разобраться, не подписала ли конкретная страна международное соглашение, облегчающее регистрацию товарного знака. Если ответ отрицательный, в таком случае надо проходить соответствующую национальную процедуру.
Подведём итоги: франчайзинг за рубежом – это перспективное для многих направление, если есть потенциал и если хватает финансовых возможностей. В противном случае компания рискует только зря потратить деньги. Поэтому сначала нужно проанализировать ситуацию и рынок конкретной страны, а потом уже принимать окончательное решение.