Задать вопрос
Логотип Бюрократ
Главная Защита франшизы Штрафные санкции по договору франчайзинга или почему никогда не стоит подписывать договоры вслепую?
21 ноябрь 2017 4 993

Штрафные санкции по договору франчайзинга или почему никогда не стоит подписывать договоры вслепую?

«Для родителей отрадно слышать, что дети хотят «развивать свое дело», купив франшизу, «гарантирующую успех», но наше поколение на эти уловки не купишь. Наш внутренний фильтр изначально настроен на борьбу с заманчивыми предложениями из разряда «Заплати мне и стань богатым», благо сказывается опыт ведения бизнеса в 1990-е годы. Обучающее влияние МММ, «Хопра» и «Селенги» просто так из головы не выкинешь».

Это одна из цитат Александра Кузьмина, генерального директора холдинга Rusholts, который специализируется на ведении нетопливных бизнесов сетей АЗС. Как бизнесмен ловко заметил, большинство современных франшиз – это МММ-пирамиды 21 века.

Открывая подобный бизнес, предприниматели часто даже не подозревают, с какими подводными течениями им придется столкнуться. Одним из таких цунами являются санкции по франшизе. Да-да, штрафные санкции существуют не только в политике, но и в бизнесе, причем они могут иметь довольно внушительные размеры.

Если вам нужна помощь в анализе договора франшизы – обратитесь ко мне, у меня большой опыт во франчайзинге, буду рад помочь!

Мои услуги Оставить заявку

Небольшой ликбез: штраф по франшизе или по лицензионному договору?

Под термин «франчайзинг» относятся самые различные договоры: и лицензионные соглашения, и договор коммерческой концессии, и даже – договор на услуги. Тем не менее, судебная практика четко определяет признаки представленных договоров:

  1. Если вы приобрели комплекс исключительных прав на использование коммерческого обозначения, информации, ноу-хау (секретов производства), то, опираясь на законодательные ноты, воспроизведенные в ст. 1027 ГК РФ, вы заключаете полноценный договор коммерческой концессии, как его обозвали законодатели.
  2. Вас привлекает исключительно товарный знак или секрет изготовления фирменной продукции на производстве франчайзера? Отлично, в таком случае ваш договор может носить форму «лицензионного соглашения». Такие договоры обходятся более дешево, при этом не теряют своей актуальности.

Интересно знать! Известная компания Disney заключает с компаниями и предпринимателями исключительно лицензионные соглашения. Они дают право использовать мультяшных героев в коммерческих целях. Соответственно, в Диснее полностью отказались от франчайзингового формата.

Яркий пример такого договора – заключение сделки с российской компанией Warner Music Russia в конце 2013 года. Соглашение дало возможность компании использовать оригинальные произведения из музыкального каталога Disney.

Несмотря на то, что франшиза – это комплекс прав, а лицензия – это право на использование определенного исключительного права, штраф за несоблюдение условий договоров будет применяться во всех случаях. Как избежать штрафов? Читайте ниже!

За что во франчайзинге можно нарваться на санкции и штрафы?

Штрафы и санкции в франчайзинге

Представьте себе обыкновенную компанию, которая год назад открылась по франшизе в сфере языковых курсов. Год – не, не так. Целых 12 месяцев! Компания спокойно развивалась, набирала учеников на изучение, например, китайского и японского языков, сотрудники рисовали иероглифы и периодически посещали Поднебесную, чтобы набраться новых идей и в очередной раз впасть в священный ужас, ознакомившись с гастрономическими пристрастиями местных жителей.

И тут, в один прекрасный момент в компанию приходит заказной лист, в котором франчайзер в самом жестком тоне сообщает, что на компанию наложен штраф в размере 500 000 рублей. Руководители в шоке, начинаются разбираться, что да как, подключают юристов. И тут выясняется, что компания попросту недоплатила полноценный размер роялти за предыдущие 2 месяца. Конечно, возможно, попросту завис платеж, но факт есть факт – бухгалтер в панике, руководитель орет, юристы ломают голову – как обойти штраф. И будьте уверены, штраф прописан в договоре, и полностью подтверждает законность требований франчайзера.

Это самая стандартная ситуация, когда у одной стороны договора в франчайзинге возникают основания для взыскания штрафных санкций с другой стороны. Давайте рассмотрим, какие ситуации могут стать поводом для начисления штрафов, пени и неустоек.

Хотите узнать реальные основания для штрафов? Все решает договор, в особенности – главы о правах и обязанностях обеих сторон! Как избежать начисления штрафа по франшизе?

  1. Франчайзер обязан обеспечить своего франчайзи всеми необходимыми документами технического и финансового характера.

    Никогда не приобретайте франшизы без соответствующих документов. Не рискуйте. Не верьте словам «Да зачем нужен этот договор? Только возиться со всем этим». Поверьте, возиться «со всем этим» стоит. Не секрет, что регистрация договора в Роспатенте может занять несколько месяцев, но она действительно ВАЖНА!

    Интересным примером в данном случае может послужить Решение по делу 33-19269/2017 от 14.09.2017, принятое в Башкортостане.

    Суть дела проста, как деревенский пряник. В суд обратился франчайзи (назовем его так) Андреев П., который предъявил к франчайзеру Салиху Н. исковые требования в размере:

    • взнос, предусмотренный договором: 385 000 рублей;
    • % за использование чужими средствами за установленный период: 13 225 рублей;
    • расходы на госпошлину: 7 782 рублей;
    • расходы на представителя в суде: 30 000 рублей;
    • расходы на почту: 110 рублей.

    Андреев обратился в суд с требованием признать договор, заключенный с Салихом Н. ничтожным. По документу правообладатель передавал в пользование своему франчайзи комплекс исключительных прав в отношении языковой школы «Lugat». Паушальный взнос составлял 195 000 рублей, роялти – 10 000 рублей ежемесячно. Однако франчайзер не передал необходимую информацию, не обеспечил необходимые технические и финансовые документы, к тому же, договор так и не был зарегистрирован в Роспатенте.

    На основании дела суд принял решение удовлетворить требования Андреева П. частично, также сделка была признана ничтожной.

  2. Франчайзер должен предоставить всю информацию, которая предусмотрена договором в рамках обучения и передачи опыта, а также обеспечить возможности для ее применения.

    Если вам попросту «впарили» франчайзинговый бизнес, и при этом не предоставили никакой полезной информации по делу – это не только штраф, но и повод для расторжения договора через суд. Наши специалисты утверждают, что добиться выплат в таких делах довольно сложно, но это РЕАЛЬНО!

    Для тех, кто хочет еще глубже окунуться в тему, представляю еще одно судебное решение по делу 33-6838/2017 от 12.09.2017, принятое в Саратовском облсуде. Ситуация практически аналогичная, только здесь франчайзер зашел еще дальше – сам договор, по жалобе истца, был составлен «мелким шрифтом», к тому же, никаких объяснений и полезной информации по договору не предоставлялось.

  3. Франчайзер должен обеспечить регистрацию договора в Роспатенте.

    Данное положение может и отсутствовать в договоре, но оно содержится в п. 2 ст. 1031 ГК РФ, и должно реализовываться должным образом. В ином случае - это веский повод для обращения в суд, чтобы признать договор ничтожным, а также – взыскать определенные денежные средства.

    Реальная история о том, как предпринимателя «ввела в заблуждение» целая компания

    ИП Прокошин и ЗАО «ВарТак» заключили между собой договор концессии. Предприниматель получил право на открытие ресторанного комплекса WOKIE DOKIE. В Роспатенте документ так и не был зарегистрирован. Предприниматель, спустя какое-то время, шлет запрос ЗАО «ВарТак» с просьбой представить документы о регистрации в Роспатенте + документы о праве использования товарного знака ресторанного комплекса.

    Все уже поняли, что ответила компания? Правильно, ничего. Что делает наш предприниматель? Идет в суд, и подает иск, с требованием признать сделку ничтожной + возместить ущерб в размере 420 000 рублей, который возник в связи с изготовлением одноразовой посуды в рамках функционирования ресторана. Также ИП заявил, что его обманули и ввели в заблуждение, и он не знал на тот момент об обязательной регистрации договора концессии в Роспатенте.

    АС первой инстанции удовлетворил требования предпринимателя. Далее события развивались еще интереснее. Апелляционный суд отменил предыдущее решение, но по каким причинам!

    Ссылаясь на то, что ЗАО «ВарТак» - полноценный правообладатель фирменного наименования (по ранее заключенному договору с ООО WOKIE DOKIE International AB., суд пришел к выводу, что компания не передавала Прокошину права на использование товарного знака в коммерческих целях. Потому что отсутствовала регистрация в Роспатенте. А поскольку договора де юре нет, то и требования предпринимателя не могут быть удовлетворены.

    Гениально, не правда ли?!

Причинами для штрафов по франшизам, которые могут накладываться на франчайзи, могут стать:

  • несвоевременная оплата роялти;
  • открытие новых точек под торговым знаком (и другими объектами переданного комплекса исключительных прав) без ведома франчайзера;
  • несоблюдение требований и условий, поставленных франчайзером в договоре;
  • работа с покупателями и клиентами с рекламным уклоном (не в пользу франчайзера) и другие моменты.

Существует еще много-много других нюансов. Например, недобросовестная конкуренция, устраиваемая хитрыми франчайзерами, но для описания всех тонкостей, пожалуй, потребуется отдельная статья. Или бешенные штрафы, которые прописаны в договоре, но о которых при заключении договора «забыли» предупредить франчайзи, и другие тонкости.

Одно можно сказать со 100% уверенностью – всегда привлекайте юристов к заключению подобных сделок! Хотите сэкономить? Экономьте. Но только не на бизнес-проектах.

Остались вопросы?

Артем Сафронов

Напишите мне на почту, заполнив форму ниже, и я помогу разобраться в проблеме!
Либо воспользуйтесь одним из следующих контактов:

Артем Сафронов – управляющий партнер компании «Бюрократ»
Артем Сафронов управляющий партнер ООО «Бюрократ»
Заполните