22 января 2018 592
Логотип компании Бюрократ

Предложение на миллион или как разобраться в договорах франчайзинга?

Коммерческая концессия – это договор о передаче исключительных прав на объекты нематериальной собственности. Именно так юридически называются все договоры, которые заключаются в сфере франчайзинга.

Что такое договор франчайзинга? Например, вы хотите приобрести франшизу по продаже продуктов быстрого питания. Если вы думаете, что франчайзер вам просто предоставит пакет с рекламными описаниями/инструкцией и документ под названием «договор франшизы» - вы глубоко ошибаетесь. Таких документов нет в природе.

В действительности все, что касается продажи бизнес-моделей и руководства по их ведению – называет договором коммерческой концессии. Кратко – ДКК. Положения о таких сделках зафиксированы в ГК РФ, Главе 54. Поэтому, если вы не нашли в законодательных нормах о франшизах, не стоит расстраиваться, достаточно просто обратиться к Гражданскому кодексе и изучить Главу о ДКК.

Виды договоров франчайзинга: почему оформление документов нельзя доверять франчайзеру?

Никогда не пускайте на самотек все, что связано с документами. Безусловно, прийти в офис и весело заявить что-то вроде «Давайте уже ваши бумажки, поскорее подпишем и начнем действовать» - это выглядит эксцентрично, развязно и даже красиво. Вы ведь готовы к активным действиям, вы же не бухгалтер, чтобы зациклиться на бумажках!

Будьте уверены, ваш франчайзер с радостью подсунет вам все необходимые документы на подпись, и даже с удовольствием выпьет с вами кофе и обсудит последние новости.

Забудьте. Так дела не делаются. Нельзя подписывать то, в чем вы не разбираетесь. Как минимум, необходимо понимать отличие лицензионного договора от договора коммерческой концессии. Иначе в самом скором времени вы наворотите таких дел, что даже самые матерые юристы негласно объявят вас персоной нон-грата, не желая заниматься защитой ваших прав и интересов.

В статье описаны основные виды договоров франчайзинга. Каждый договор имеет свои нюансы и требуется индивидуальный подход. Я имею практический опыт в договорных отношениях во франчайзинге, поэтому с удовольствием помогу Вам разобраться с бумажной волокитой!

Мои услуги

Итак, что такое договор коммерческой концессии, как в них разобраться? Поехали.

Непосредственно – ДКК

Если мы обратимся к ст. 1027 ГК РФ, то узнаем, что предметом сделки по ДКК могут выступать целые комплексы исключительных прав.

То есть если вы хотите, например, купить франшизу мясокомбината «3 поросенка», по такому договору вы приобретаете не только право на использование секретов производства «3-х поросят», но и возможность использовать их коммерческое наименование, торговый знак, деловую репутацию и другие объекты, которые имеют нематериальный формат, но высоко ценятся.

Лицензионное соглашение

Помните, по лицензионному соглашению вы сможете получить только один определенный объект исключительного права.

Например, вы – владелец сети ресторанов, и вас заинтересовал способ готовки, хранения и подачи замороженных суши. Вы нашли нужную франшизу, и четко понимаете, что вам в принципе не нужно открывать отдельное кафе с чужим товарным знаком и наименованием. Вы хотите просто украсть купить технологию готовки суши.

Соответственно, вы подписываете договор франшизы в виде лицензионного соглашения, но при этом знаете, что использовать, допустим, товарный знак или назвать ресторан как у франчайзера вы не сможете, это будет грубым нарушением его законных прав.

Договор возмездного оказания услуг

Речь идет о простом гражданском договоре по типу оказания услуг – одна сторона выполняет определенные действия в интересах другой стороны, за что последняя оплачивает услуги в установленном договором размере.

Какое отношение это имеет к франчайзингу? Самое непосредственное – вы можете подписать договор франшизы просто на оказание определенных услуг. Например, вы хотите открыть в своем городе школу языков для детей. Ваш франчайзер по договору обязуется вам предоставить оборудование, провести обучение, помочь с поиском сотрудников. Вы же, в свою очередь, оплачиваете эти услуги.

Разумеется, в таком типе договора о передаче прав на ОИС не может быть и речи.

Агентский договор

По сути, это договор о построении бизнеса в отдельном регионе. Стороны договора: бизнесмен и агент, который просто оказывает помощь в запуске торговой точки.

Я бы назвал эту разновидность дилерским договором. Речь идет просто о расширении бизнеса, но с привлечением местного управляющего. Например, представьте себя в роли франчайзера. Вы хотите открыть магазин в Новосибирске, и решили для этого подыскать местного управляющего. И вот человек найден, осталось только подписать договор. В такой сделке вы выступаете партнерами. С вашей стороны предоставляется необходимое оборудование и товар, с его стороны – поиск подходящего места, персонала, решение организационных вопросов.

Клиентский договор

Это понятие договора франчайзинга, в котором вы предоставляете все необходимые услуги для другой стороны, помогая ей открыть бизнес по вашей модели. Другая сторона, в свою очередь, обязуется оплатить ваши старания.

Например, вы хотите открыть такой же магазин, как у вас, только во Владивостоке. Ваш франчайзи получает от вас всю необходимую поддержку, рекламу, запуск, но взамен платит ежемесячно определенную сумму.

Договор о совместной деятельности

В данной ситуации речь идет о партнерстве. Одна сторона берет на себя обязательства по оказанию помощи в открытии и ведении бизнеса, другая обязуется следовать инструкциям и оплатить помощь.

Например, вы хотите открыть небольшой заводик по производству мороженого и полуфабрикатов. Вы находите в столице завод, который по всем параметрам вас удовлетворяет, и обращаетесь к его владельцу с предложением открыть по такой же схеме предприятие у себя в городе. Далее то, что вы подпишете, будет называться договором о совместной деятельности.

Проблемы договора коммерческой концессии: о чем молчат франчайзеры, но кричат юристы?

Реклама со всех углов и из каждой щели кричит потенциальным предпринимателям, что франшиза - отличное решение без рисков и разорения. Но так ли это?

Почему большинство юристов просто негодует, когда на приеме очередной предприниматель открывает договор с нечеловеческими условиями от хитрого франчайзера?

Все очень просто. Основная проблема ДКК – отсутствие юридического сопровождения. Нет, не так. Пренебрежение юристами, игнорирование элементарных способов защиты! И что мы имеем в итоге?

  1. Бешеные штрафы. Не удивляйтесь, большинство договоров коммерческой концессии по характеристикам с правовой и этической точки зрения предусматривают штрафные санкции, которые накладываются на франчайзи за каждый несанкционированный шаг. Например, за несвоевременную оплату роялти. Или за сотрудничество с «левыми» поставщиками.

  2. Отсутствие регистрации ДКК. Регистрация договора является обязательной процедурой. Она должна обеспечиваться франчайзером, если договором не предусмотрены другие условия.

    И тут – внимание! Ряд франчайзеров прописывают в документе, что эта обязанность возлагается на плечи франчайзи. Наивные предприниматели, ничего не подозревая, начинают действовать с момента подписания договора. И вскоре узнают, что все их усилия можно запить холодной водой, ведь регистрации не было, а значит – ДКК можно считать недействительным.

    В подтверждение можно привести решение по делу № А73-7230/2015 от 17 августа 2015 года, принятое в АС Хабаровского края. ИП Большаков А. В. обратился с иском к Сафонову А. Л. с требованием вернуть средства в размере 70 000 рублей, классифицировав их как безосновательное обогащение.

    А суть дела в следующем: предприниматели заключили между собой договор коммерческой концессии, но пренебрегли регистрацией (видимо, ввиду отсутствия регистрации товарного знака, о чем также указано в материалах).

    В результате по каким-то причинам (надоело, не пошел бизнес, поссорились) франчайзи решил через суд признать ДКК ничтожным. И ему это удалось. Суд принял решение о возврате средств, тоже посчитав их безосновательным обогащением.

    И таких примеров – масса.

  3. Невыполнение условий договора. Будьте уверены, до того как вы заплатите деньги за франшизу, ваш франчайзер будет ежедневно вам красочно рассказывать и показывать, как здорово с ним работать, как быстро вы станете миллионером. Но после подписания договора он может откровенно на вас «забить». Вам придется забыть о консультациях, о поддержке и своевременных поставках. Теперь спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

  4. Отсутствие защитных механизмов. Представьте себе, что вы приобрели франшизу по продаже туров и экскурсий. И вот, вы узнаете, что ваш франчайзер банкрот. Что дальше? Вы, с трудом отыскав запылившийся ДКК в ящике, находите нужные положения в документе и с удивлением узнаете, что в случае банкротства или ликвидации франчайзера, ваша компания тоже автоматом перестает действовать. Без каких-либо компенсаций и выплат. Все. Вы тоже теперь банкрот.

  5. Фантастические роялти. Вам предложили франшизу без паушального взноса и без роялти в первые 6 месяцев? Класс!!! Немедленно соглашайтесь, такой шанс ведь… Хотя нет. Стоп. А теперь загляните в договор коммерческой концессии еще раз. Сколько там придется платить через полгода? По 40% от выручки?!

    Да, и такие ситуации встречаются тоже часто. Помните, адекватный размер роялти – не более 10%. Все, что выше этого – развод и мошенничество.

Все выше описанные недостатки и проблемы франшиз возникают, когда предприниматели самонадеянно подписывают договоры «не глядя». Не стоит пренебрегать юристом – это тот самый специалист, который удержит вас сзади за шкирку, прежде чем вы с разгону решите прыгнуть в пропасть.

Особенности договора коммерческой концессии: примеры и истории

Вася – успешный предприниматель, который открыл в своем городе 3 автомастерских по диагностике и ремонту отечественных автомобилей. Решив расширяться еще, Вася с грустью понял, что в городе уже весь рынок занят им самим же. Тогда предприниматель принял решение открыть сеть франчайзинга и продавать франшизы в другие города.

Петя – автомеханик со стажем. Проработав последние 10 лет на местного предпринимателя в его СТО, Петр понял, что «работать на дядю» - это не его призвание, и решил открыть свою мастерскую. Поскольку Петр никогда не управлял и не руководил бизнес-процессами, мужчина понял, что ему нужна помощь, и что для него идеальным вариантом будет профильная франшиза.

В обеих выше описанных ситуациях нужен договор коммерческой концессии для франчайзинга. Понятие договора предусматривает, что обе стороны (Вася и Петя) будут заинтересованы в партнерстве. Осталось только выстроить отношения правильным образом.

Что должен содержать такой договор?

  1. Требования к помещению. Вася вправе установить требование, чтобы помещение имело внутренний двор для парковки и площадь не менее 100 кв. м.
  2. Требования по оформлению. Фирменная фишка Васи – чашка кофе для каждого посетителя.
  3. Требования к персоналу. Стаж работы всех сотрудников – не менее 5-ти лет в данной области.
  4. Требования по соблюдению внутреннего регламента и внешней политики, и другое.
  5. Финансовые взносы. Вася устанавливает, что паушальный, например, будет составлять 200 000 рублей, роялти – 5% от оборота, инвестиции – от 2 млн. рублей. Задача Пети – своевременно все это оплачивать.
  6. Обязанности и права сторон.
  7. Штрафы и другие взыскания за допущенные нарушения.
  8. Перечисление поставщиков по оборудованию.
  9. Сроки действия договора, положения о регистрации.
  10. Описание форс-мажорных ситуаций и варианты выхода из них.

Вот примерное содержание договора франчайзинга. Опять же, не существует универсального образца, и виды ДКК подбираются под определенную ситуацию. Грамотно разобраться в оформлении франшизы поможет только профессиональный юрист. Самостоятельное заключение вскоре может привести к судебным тяжбам, бесконечным штрафам и разорению. Даже если вам сделали предложение на миллион – Проверяйте. Каждый. Пункт. С профессионалом.


Оценить:
1
После прочтения остались вопросы?

Максим КольцюкНапишите мне на почту, заполнив форму ниже, и я помогу разобраться в проблеме! Либо воспользуйтесь одним из следующих контактов:

Телефон: +7 (495) 221-89-91

Комментарии