Статья посвящена анализу конкурентов при создании франшизы. В ней описывается, как это сделать, на какие данные в первую очередь надо обратить внимание.
При создании франшизы очень важно грамотно проанализировать рынок, понять, что именно вас ждёт. И особое внимание стоит уделить конкурентам. Необходимо:
Всё это позволит увидеть картину в комплексе, даст возможность сформировать максимально подходящие для вашей франшизы условия. Благодаря собранной информации вам будет легче понять, какие именно услуги вы можете предложить франчайзи.
Вышеупомянутый анализ сильных и слабых сторон конкурентов позволит увидеть ошибки других со стороны и избежать их. Это очень важно, потому что даёт возможность сэкономить время и деньги при создании франшизы.
К тому же при таком сборе данных вы поймёте, какие у вас есть прямые и косвенные конкуренты по самым разным параметрам, оцените реальное положение дел на рынке. А ещё полученная информация поможет создать по-настоящему конкурентоспособное предложение.
В процессе сбора данных по конкурентам вы можете столкнуться с тем, что сведений – очень много. Поэтому лучше всего собрать их в одной Excel- или Google-таблице. Это значительно облегчит анализ, плюс у вас всё будет перед глазами, наглядно.
Для анализа конкурентов данные сначала нужно найти. Сделать это можно следующим образом:
Очень важно разобраться с тем, что будет включаться в соответствующую таблицу, чтобы не утонуть в лишней информации. В неё может входить:
Ниже подробнее рассмотрены те данные, которые будут добавляться в таблицу.
С этого стоит начать, чтобы у вас сформировалась определённая картина. Итак, вам нужно узнать год основания организации и год запуска франчайзинга, общее число собственных точек и точек, принадлежащих франчайзи. Также очень важно собрать сведения об основателе и владельце. Учтите, что это далеко не всегда – одно и то же лицо.
Что дают общие показатели? Они демонстрируют, как давно фирма находится на рынке, с какой скоростью развивается, насколько привлекает франчайзи. Плюс таким образом у вас начнёт формироваться общее представление о конкуренте.
Финансовые показатели имеют ключевое значение, поэтому без хотя бы какой-то информации по этому пункту анализ в целом не будет полным. Итак, вам нужно узнать:
Это та информация, которую достать обычно не проблема. Дополнительные финансовые показатели (например, прибыль самого франчайзера за год) были бы тоже очень полезными. Но к ним уже доступ чаще всего отсутствует. Впрочем, вышеуказанной информации для выводов достаточно.
При изучении конкурентов очень важно понять, что именно они предлагают. И если говорить о составе пакетов, то в этом плане стоит изучить следующее:
Юридический аспект имеет не меньшее значение, чем всё остальное. При изучении конкурентов стоит принять во внимание:
Юридическая сторона вопроса имеет огромное значение, поскольку она может быть как сильной стороной конкурента, так и слабой. В любом случае игнорировать её нельзя.
Не меньшее значение имеет и маркетинговая составляющая. Вам нужно:
Удачный маркетинг может стать основной составляющей успеха компании. Поэтому недооценивать этот пункт нельзя.
Выстраивание взаимодействия между франчайзером и франчайзи многое говорит о первом. При анализе конкурента стоит уделить внимание таким моментам:
По результатам анализа конкурента вы должны составить о нём и о его франшизе общее впечатление. Также желательно быть в курсе информационного фона по поводу такой компании – отзывы и новости, характер упоминаний.
Отдельное внимание стоит обратить на то, на что преимущественно нацелена реклама: на продажу франшизы или продукта. Например, если франчайзер больше усилий прилагает в торговле франшизой, то это может указывать как на краткосрочный приоритет, так и на нежелание заниматься сетью, на стремление просто зарабатывать на франчайзи.
При анализе конкурентов вам важно уделить внимание следующему:
Нельзя упустить основного конкурента.
Необходимо собрать по нему как можно больше информации. Чем больше вы будете понимать, с кем имеете дело, тем лучше.
Искать в поисковых системах конкурентов не по одному поисковому запросу, а по нескольким.
Оптимальный результат даёт профессиональный мониторинг. Но обращаться к специалистам или нет – это уже ваше решение, которое в первую очередь зависит от вашего финансового положения.
Не забудьте о необходимости проанализировать косвенных или смежных конкурентов.
Их часто упускают из вида, а между тем они способны перетягивать к себе и потенциальных франчайзи, и клиентов. Не допускайте эту ошибку.
Вам нужны выводы по самому сильному конкуренту и самому слабому.
Так будет легче оценить свою компанию со стороны. Плюс вы увидите, что в целом происходит на рынке.
Разобраться с тем, что именно вам стоит предложить, чтобы конкуренция не стала для вас слишком большой проблемой.
Создание франшизы представляет собой довольно сложный процесс. Он требует правильного подхода, вдумчивого анализа и грамотно сделанных выводов. Если вам сложно со всем этим разобраться или просто некогда, вы всегда можете обратиться к профессионалам.
Однако учтите, что анализ конкурентов вам всё равно понадобится. Без этих сведений вы будете создавать франшизу «вслепую», что значительно увеличивает для вас риски.