Когда предприниматель начинает масштабировать свой бизнес с помощью франчайзинга, то первое, на что он обращает внимание, – это привлечение новых партнеров. Если франчайзер сам замотивирован на развитие сети, то и франчайзи в первое время тоже заинтересован в работе. Но стоит уделять внимание не только первоначальному этапу, но и поддержанию ресурсного и рабочего состояния на весь период деятельности.
Если франчайзи после покупки франшизы не будет чувствовать поддержку и участность руководителя сети, он может потерять заинтересованность в работе под брендом и будет стремиться расторгнуть договор. А эффективность всей сети напрямую зависит от совместных усилий франчайзера и франчайзи, поэтому всем владельцам сетей стоит задуматься о мотивации франчйзи на всем периоде сотрудничества.
Построение отношений между владельцем бренда и франчайзи – сложный многоступенчатый процесс. Руководителю очень важно уметь «не перегибать палку» и найти золотую середину.
Кстати, у меня есть интересная статья о том, должен ли франчайзи подчиняться франчайзеру. Рекомендую почитать!
Поговорим о том, какие этапы построения взаимоотношений с франчайзи предстоит пройти владельцу сети:
Заключение договора.
Данный этап характеризуется высокой активностью франчайзи, его желанием развиваться под брендом компании. Мотивация на этот период подкреплена процессом обучения и тесным контактом с франчайзером.
Активная работа.
Франчайзи уже хорошо разбирается в продукте и мотивация начинает снижаться. В большинстве случаев франчайзер перестает активно поддерживать франчайзи, и требует ежемесячные выплаты.
Выход на окупаемость.
Франчайзи уже поработал более года самостоятельно и франшиза приносит доход. Нередко у него возникают мысли: «Зачем мне платить роялти, если я предприниматель и могу работать без поддержки под своим брендом. Я все могу сам!»
Закрепление на рынке.
Франчайзи уже занял свое положение на рынке региона и является полноценным игроком. Желание нести дополнительные расходы в виде роялти и иных отчислений полностью теряется, ведь франчайзи убежден, что всего добился самостоятельно.
Стабильная работа.
Франчайзи уже не покидают мысли о выходе из франчайзинговой сети. Партнер начинает предпринимать попытки расторжения договора, не платит роялти и не заинтересован в работе под брендом франчайзера.
Для стабильной и эффективной работы сети владельцу бренда необходимо понимать ход мысли своих франчайзи, иначе будет трудно избежать расторжения договора и закрытия точек. Нужно постоянно поддерживать желание франчайзи работать под брендом и совместного развивать сеть. Все партнеры должны чувствовать единство команды, а о том, как это сделать, мы поговорим в следующих разделах.
Давайте рассмотрим несколько способов, которыми на практике можно мотивировать своих партнеров.
Каким бы техничным ни был бизнес, человеческие отношения играют немаловажную роль в построении сети. Поэтому франчайзер должен поддерживать корпоративную культуру для всех партнеров. Отличным способом являются совместные мероприятия, праздники, корпоративы, выездные сессии и т.д.
Рабочие встречи необходимы для поддержания рабочего настроя всех участников компании. На таких встречах обсуждают совместные цели, выдвигают новые идеи, проводят мозговые штурмы и разрабатывают стратегии развития всей сети. Подобные мероприятия нужны прежде всего для того, чтобы франчайзи чувствовал причастность ко всей сети и равную вовлеченность руководителя в работу каждого подразделения.
Франчайзер на всем этапе сотрудничества должен оказывать содействие своим франчайзи. На первичном этапе – полноценное обучение, далее - консультации по вопросам бизнеса, поддержка в продвижении и рекламе, обучающие вебинары. Обучением может заниматься отдельный сотрудник или даже полноценный отдел (в зависимости от размеров сети), который будет оказывать постоянную консультационную поддержку франчайзи и отвечать на все возникающие вопросы.
Владелец бренда должен очень осторожно относиться к своим обещаниям, поскольку каждое из них придется выполнить для поддержания доверия к бренду и, непосредственно, руководителю. Если от франчайзи требуется исполнение обязательств по договору, то и франчайзер, в первую очередь, должен соответствовать. Поэтому не стоит обещать золотых гор при первичных контактах.
На определенном этапе развития сети возникает потребность в сотруднике, который будет взаимодействовать с франчайзи напрямую. Многие открывают целые отделы франчайзинга, где находятся менеджеры, которые являются связующим звеном между головной компанией и франчайзи. Эти сотрудники помимо консультаций и ответов на вопросы получают обратную связь от партнеров – недовольства, предложения, проблемы, обрабатывают их и передают на рассмотрение руководству.
У меня есть статья о способах контроля франчайзи, в которой я раскрыл все секреты эффективного управления франчайзинговой сетью.
Как известно, ничто не мотивирует лучше денежной выгоды. Поэтому заинтересованность партнеров вы можете подкреплять еще и финансово. Франчайзи вы можете предоставлять различные бонусы и скидки. Нельзя не сказать об отрицательной мотивации – она тоже имеет место быть. Речь идет о штрафных санкциях, однако не стоит увлекаться отрицательным подкреплением, нужно найти баланс.
Кстати, можно устраивать интересные конкурсы с интересными призами. Например, можно выдвинуть такое условие: максимальное количество рекомендательных писем за месяц. Руководитель офиса, который получит самое больше число писем, получит партию продукции со скидкой 90%.
Таким образом, поддержка франчайзи важна не только на этапе запуска франчайзинговой точки, но и на протяжении всего времени сотрудничества, чтобы вся сеть работала эффективно и продуктивно. Если следовать моим рекомендациям, можно обойтись без большого числа расторгнутых контрактов и сохранить репутацию крепкой и мощной сети.